19 января Православная Церковь празднует один из великих праздников - Крещение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, который также называется праздником Богоявления - так как в этот день единый Бог явил Себя миру в Трех лицах Своего Божества.
Верующие люди на праздник Крещения обязательно принимают участие в праздничном богослужении, а после литургии берут домой святую воду. Великое водоосвящение совершается дважды: в сочельник, 18 января, и в сам день праздника, 19 января. При этом никакой разницы в «силе» святой воды, освященной 18 или 19 января, не существует. Главное – отнестись к освященной воде с благоговением, а приходя за ней в храм, следовать нормам приличия: соблюдать тишину, спокойствие, не толкаться, не брать с собой большие емкости для воды.
Вода эта особенная, издревле ее называют Агиасмой (в переводе с греческого – Великая святыня), потому что через наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. В болезнях и всякой немощи принимают Агиасму внутрь, иногда окропляют лицо. Пьется она натощак и обязательно – с молитвой и верой во укрепление духовных и телесных сил. Святой водой окропляют жилище и всякую вещь, которую освящают. Бережно хранить ее следует в достойном месте, лучше рядом с домашним иконостасом. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы.
По словам доктора богословия священника Олега Давыденкова, верование в то, что вода на земле в ночь с 18 на 19 января освящается потому, что ее освятил Сам Господь Своим крещением, <…> не уравнивает всю воду с той водой, которая освящается в храме. Освящение вод в крещенскую ночь – это однократное проявление Божией благодати. Освященная же в храме крещенская вода не утрачивает свою силу со временем». В этот день все водное естество на земле обновляется и очищается. Но мнение о том, что вся вода на земле становится святой, не является частью православного вероучения. Ведь это касалось бы и воды в скверных местах, и воды в водопроводе, которая попадает в сток. Может ли Святой Дух действовать в нечистотах? Агиасма бывает только в храме. В древней Москве Патриарх в присутствии Царя и народа совершал великое освящение воды на реке у ворот Кремля. Иногда это делается и в наше время, если есть поблизости чистый водоём. Все прекрасно знают, в каком состоянии сейчас наши водоемы, и порой освящать в них воду неприемлемо.
Различные суеверия, связанные с праздником Крещения Господня, в особенности ярко бытуют в наши дни: окунуться в морозную прорубь стало чем-то новомодным. Множество отчаянных людей, вопреки советам медиков, без благословения и без раздумья за компанию ныряют в ледяную воду. Сравнительно недавно сложившаяся российская «околоцерковная» традиция массового купания в холодных прорубях не является необходимой принадлежностью Праздника Крещения, и, что особенно важно, вопреки суеверному мнению, не очищает человека от грехов. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния в храме. Об этом накануне праздника Крещения, говорил, например, в СМИ глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Георгий Рощин. Прежде, до революции, совершались крестные ходы на иордани с освящением воды, но массовое купание этому не сопутствовало. Подтверждение находим и в «Настольной книге священнослужителя», изданной в 1913 г.: «…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). <…> В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем». Купание же в «Иордане» с распитием спиртных напитков иначе как кощунством и не назовешь.
При желании после богослужения, испросив благословение священника, можно искупаться. Лишь бы за этим стояла искренняя вера, а не отношение к воде как языческому оберегу. Следует помнить о том, что, окунаясь в ледяную воду, нужно правильно осенить себя крестным знамением и произнести молитву «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Благодать не действует автоматически, и бесполезна для нечестивых христиан, - говорит Св. Феофан Затворник. Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души и проявлении других добродетелей.
Неприемлем для православного человека и сохранившийся языческий обычай всевозможных гаданий на святки, в канун праздника Крещения. На Святках на Руси принято славить Христа – петь праздничные тропари и песнопения, поздравлять друг друга с рождением Спасителя, постараться как можно больше людей наделить своим вниманием и милостью – подобные традиции нам нужно всячески возрождать и поддерживать. Необходимо понимать главную суть праздника Крещения Господня, и прежде всего, чтить само Богоявление. Благодать, дарованная нам в приобщении святыни в эти дни должна бережно сохраняться нами как можно дольше, помогая нам в духовном возрастании.
Источник: Елабужский район
16.01.2017 10:34