Тандем столичных писателей

Людмила Пахомова журналист ЕГМЗ

Стихами завсегдатаев литературной гостиной Библиотеки Серебряного века не удивишь. Поэты из провинций, столиц и даже заграниц здесь гости не редкие. А вот вечер, на котором звучали исключительно рассказы, прошёл недавно впервые. Читали их Александр Феденко (Москва) и Нури Бурнаш (Казань). Последний уже не раз выступал в библиотеке Елабужского государственного музея-заповедника, но всегда со стихами, так что на этот раз собравшиеся смогли оценить его в новом амплуа.


Александр Феденко и Нури Бурнаш Фото Л.Пахомовой

Александр Феденко и Нури Бурнаш

Вечер носил необычное название «Прознь». Пояснение к нему дал Нури Бурнаш, сказав, что в основе его лежит слово «проза», которую они оба пишут. У казанского автора вышли в свет пока только два поэтических сборника: «Двадцать одно» (1997) и «Графика» (2009), но на подходе книга прозы. А Александр Феденко читал рассказы из своей вышедшей год назад книги «Частная жизнь мёртвых людей». На её задней обложке приведены несколько высказываний, кратко, но ёмко характеризующих творчество московского прозаика.

Приведём два из них.

Ксения Драгунская: «Однажды Хармс и Андерсен решили вместе написать книжку, но не сговорились, чего в книжке должно больше быть — страшного, смешного или волшебного. Андерсен даже расплакался. А Хармс ему и говорит — типа, ты погоди грустить, народится Александр один такой Феденко и напишет, как надо, а люди будут читать и вспоминать нас с тобой…»

Валерий Бочков: «Суть, очищенная от шелухи банальности и повседневности, выраженная просто и прямо, бьёт под дых: одиночество, время, смерть — вот пространство, в котором оперирует Феденко».

Александр Феденко Фото Л.Пахомовой

Александр Феденко

Александр Феденко прочитал несколько рассказов из своей книги: «Пирожок», «Взросление», «Гроб», «В зеркале», «Недостоин», «На берегу», «Новая жизнь» и «Кирпич». В них, действительно, было и страшное, и смешное, и волшебное, говорилось об одиночестве, времени и смерти, а ещё — звучала неподражаемая ирония. Ею был пронизан рассказ «Новая жизнь» завязка которого начиналась так:

«В понедельник, в час тридцать дня, Люба Кочерыжкина почувствовала себя дурой — подруги обсуждали последние достижения женской передовой мысли, а Любе нечего было сказать. Из разговора Люба поняла главное — женская передовая мысль шагнула далеко вперёд, а Люба - не шагнула.

Положение рисовалось катастрофическое — со всех сторон выходило, что Люба Кочерыжкина, исключительно по глупости считавшая себя человеком счастливым, живёт зря, да и вовсе не живёт, а лишь волочит на себе цепи и вериги давно упразднённого мужского деспотизма и собственной некультурности.

Громыхая цепями, Люба поплелась домой — в узилище никчёмной жизни своей.

По пути к узилищу она остановилась у киоска и купила женский глянцевый журнал — Люба была не такой человек, чтобы капитулировать, пусть и при всей очевидности уже состоявшегося поражения. Она решила бороться за своё счастье, чего бы это ни стоило и каких бы жертв не потребовало.

Налепив котлет, Люба взяла в руки глянцевитое скопище недоступной ей ранее тайной мудрости и испытала восторг от близости своего интеллектуального прозрения. Затаив дыхание, она открыла первую страницу и ступила в мир, суливший ей новое, недоступное доселе счастье».

Фото Л.Пахомовой

Читал Александр Феденко хорошо, звучным басом, не торопясь, делая паузы и интонационные выделения, давая слушателям возможность включиться в задуманный автором сюжет и оценить его выразительные средства.

Рассказы Нури Бурнаша — поэта, филолога, преподавателя вуза, отца четверых дочерей — затрагивали близкие его жизни темы: творчества, науки, любви, воспитания, прошлого. Но о чём бы ни шла речь, во всём ощущался вкус к слову, тонкий юмор, умение обыграть самую, казалось бы, простую житейскую ситуацию. Наиболее продолжительный его рассказ «Внезапно» с излюбленной темой поэзии начинался так:

«Не знаю, кто как, а я вот точно чувствую, что стихосложение изначально процесс социопатический, очень странный и подозрительный с точки зрения здравого смысла. Поэт — отпетый, конченный единоличник. Коллективный Прутков ещё возможен, но коллективный Мандельштам едва ли. И этим Мандельштам раздражает, ибо та внутренняя свобода, которой он дышит, не может быть учтена, сертифицирована или обложена налогом. А значит это — контрабанда.

Кроме того, труд поэта, именно как труд, окружающими не воспринимается. Возникает иллюзия праздности».

Нури Бурнаш Фото Л.Пахомовой

Нури Бурнаш

Во время выступления прозаиков в каминном зале библиотеки звучали и смех, и аплодисменты, а когда всё закончилось, публика охотно приобретала книгу Александра Феденко и поэтические сборники Нури Бурнаша, которые тут же украшались автографами авторов.

Отвечая на вопрос, как сложился их тандем и почему они решили побывать именно в Елабуге, Нури Бурнаш сказал:

— Не буду скрывать, Елабугу я люблю очень давно и сильно. В ней есть те черты, которые я ценил у старой, ещё не реконструированной Казани. Поэтому, когда ко мне приезжают друзья из Москвы, я стараюсь, если есть такая возможность, привезти их в Елабугу. С Александром мы познакомились недавно в Коктебеле на Волошинском симпозиуме. И как-то сразу поняли, что можем вместе выступать и нам, да надеемся и слушателям, будет это интересно.

— Что вы можете сказать о его творчестве как профессиональный филолог?

— Несмотря на тематику, выходящую у Саши на первый план, литературная традиция, которой он придерживается, идущая от Хармса, Кафки, Ильфа и Петрова, может породить сегодня дополнительный жизнеутверждающий импульс. Когда возникает жизненный тупик, наступает разочарование в каких-то идеалах, такая проза, иронически относящаяся к человеку и его проблемам, позволяет взглянуть на себя со стороны и взглянуть достаточно трезво.

Мне кажется, что подобная литература должна быть даже прописана всем людям, которые испытывают необходимость в каком-то импульсе для переосмысления своей жизни. В прозе Саши Феденко этот импульс очень добрый, здесь нет никакого зла.

Я думаю, что в литературе его имя будет звучать всё громче и громче.

Фото Л.Пахомовой

Тандем столичных писателей

 
По теме
Людмила Пахомова журналист ЕГМЗ Два имени — Ивана Шишкина и Марины Цветаевой — всегда будут притягивать в Елабугу художников и поэтов.
Во Дворце культуры имени С. Гассара проведено занятие по вокалу (руководитель Марина Комарова) для участников народного театра имени Ашрафа Ахунова.
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система