Людмила Пахомова журналист ЕГМЗ
Редкая и удивительная возможность представилась в ночь искусств тем, кто с самого начала оказался в Зале современного этноискусства Елабужского государственного музея-заповедника. Под звуки живой музыки можно было наблюдать от начала до конца рождение осенних пейзажей, написанных акварелью и гуашью. За мольбертами находились преподаватели ДХШ № 1 Тамара Черёмухина, Регина Гимаева и их воспитанницы. Каждая работа была, конечно, неповторима, но их объединяло одно — яркие краски осени.
Фото Л.Пахомовой
А вот музыка под стать этому времени года — порой ясному и солнечному с золотом и багрянцем листвы, но чаще — хмурому, сумрачному и дождливому — несла в себе светлую грусть расставания, созвучную периоду увядания природы перед долгим зимним сном.
Первую часть концертной программы представили преподаватели детской музыкальной школы № 1 Елена Сатонина, Татьяна Железнова, Альфия Файрушина, Альфия Антипова, игравшие на фортепиано, Наталья Семягина (скрипка), Андрей Литвинов (саксофон). Прозвучали «Славянский танец» Антонина Дворжака, «Сицилиана» Антонио Вивальди, «Вальс си-минор» Фредерика Шопена, «Мелодия таинственного сада» Рольфа Ловланда, а также музыкальные импровизации на саксофоне.
Выступили в тот вечер и преподаватели второй музыкальной школы Людмила Валитова (вокал, гитара) и Владимир Антонов(саксофон, баян) с песнями «Вальс-бостон», «Золотой листопад» и другими. А завершил концерт дуэт студентов Елабужского колледжа культуры и искусств, сыгравших на тальянке и баяне татарские мелодии.
Фото Л.Пахомовой Фото Л.ПахомовойВслед за этим в двух концах зала начались мастер-классы по акварельным эффектам, которые провели преподаватели ДХШ № 1 Лариса Самойлова и Екатерина Парамонова. Первая предложила всем желающим нарисовать осенний пейзаж, в центре которого расположена белоствольная берёза. А чтобы краска ненароком не попала и не окрасила её ствол и сучья, начинающие художники прошлись по ним вначале стеариновой свечой. В этом и состоял первый эффект.
Второй — подсказала своим подопечным Е.Парамонова. Для того, чтобы его получить нужно было нанести на белый лист несколько цветных пятен акварели, затем положить сверху полиэтиленовый пакет и слегка или хорошенько его помять. Полученное таким образом изображение можно, по её словам, использовать как заготовку. Например, вырезать из неё сердечко и украсить им сделанную своими руками поздравительную открытку. Чем, в общем-то, все и занялись
Фото Л.ПахомовойОригинальные открытки в технике скрапбукинга можно было сделать и на мастер-классе преподавателя ДХШ № 2 Екатерины Балобановой. Для этого модного в последнее время направления декоративно-прикладного искусства выпускается специальная плотная бумага с различным фоном, рисунками, надписями. А уж чем ещё украсить своё творение — лентами, бечевой, искусственными цветами, засушенными осенними листьями, стразами и прочим — каждый выбирает на свой вкус и фантазию.
Мастер-класс другой преподавательницы ДХШ № 2 Марины Аммосовой собрал самое большое число участников: детей и взрослых, мужчин и женщин. Всем было интересно научиться создавать картины из шерсти. В качестве образца был предложен осенний пейзаж с деревьями и разноцветной листвой. Но разыгравшаяся фантазия увела многих к совершенно другим изображениям. Объяснив принципы работы с шерстью, М.Аммосова шла на помощь всем, кто испытывал какие-то затруднения. Она призналась, что с наслаждением занимается подобной живописью и, кто знает, может быть в эту ночь искусств у неё появился не один последователь.
Фото Л.ПахомовойВ Музее-мастерской декоративно-прикладного искусства посетителей встречала русская красавица, которая знакомила с изделиями знаменитых русских народных промыслов, описывая их в виде загадок.
Например:
На белом фарфоре, Как заснеженном поле, Из-под белого снежочка Растут синие цветочки. Неужели, неужели, Вы не слышали о… (гжели).Ну а другая красавица — в татарском костюме — устраивала «экзамен», выясняя, запомнили ли гости (в особенности малыши), какой бывает дымковская игрушка, изделия, выполненные в технике гжели, городецкой и хохломской росписи. Затем снова звучали загадки, ответы на которые вписывались в кроссворд, где было зашифровано слово «сувенир». Конечно, это было не простое, а ключевое слово, ведь сувениры в Музее-мастерской ДПИ можно увидеть не только в витринах в качестве экспонатов, но сделать своими руками под руководством умелых мастеров.
Фото Л.ПахомовойВозле Фахии Нечипорук четверо малышей старательно делали северную куклу-берегиню. «Она изготавливается исключительно из натуральных тканей — хлопка, льна, шерсти, — рассказала Фахия, — и по форме напоминает веничек. Это не случайно, поскольку такая кукла-берегиня призвана отметать болезни и несчастья, а приметать здоровье и благополучие. Голова у неё тоже не простая. Это ткань, накрученная в виде спирали, что символизирует накопление положительной энергии. А северной эту куклу называют потому, что её принято вешать в северной стороне жилья».
Как изготовить ещё одну куклу-обережку только из хлопчатобумажных нитей показывала мастер Елена Годкова.
За соседним столом мастер-класс проводила Ирина Павленко. Здесь лепили из голубой кембрийской глины аромоподвески в виде кошечек или кленовых листочков. Затем подвеску расписывали, причём тоже глиной, только жидкой, изначально белой, в которую добавлены различные пигменты. Мастер-класс у Ирины Павленко длится дольше других, ведь чтобы изделие стало крепким и прочным, его нужно обжечь в муфельной печи. Поэтому после того, как сувенир просохнет в естественных условиях в течение пяти дней, его снова приносят мастеру и забирают потом уже полностью готовым.
Фото Л.ПахомовойПоследний мастер-класс по изготовлению топиарий-магнитов давала Ландыш Сафина. Здесь расположилось семейство, специально приехавшее из Набережных Челнов. «Мы ходили несколько раз на ночь искусств в своём городе, — рассказала Юлия Аверьнова, — но мне всегда хотелось приехать именно в Елабугу. Потому что здесь предлагается больший выбор музеев и мастер-классов, нет сильного скопления людей и подход к ним очень доброжелательный. Дочка уже подросла, может сама участвовать в мастер-классах, да и мужа с сыном хочется приобщить к искусству».