Новости города БезФормата.Ru
Елабуга
Главные новости
 
Задать вопрос?

Поэт и время

Людмила Пахомова журналист ЕГМЗ

Два имени — Ивана Шишкина и Марины Цветаевой — всегда будут притягивать в Елабугу художников и поэтов. Свыше сорока живописцев и графиков собираются в нашем городе на Международном арт-симпозиуме по современному искусству, который ежегодно организует Елабужский государственный музей–заповедник. Что же касается поэтов, то их коллективный приезд связан с международным Хлебниковским фестивалем «Ладомир», который открывается в Казани, но проходит как в столице республики, так и в цветаевской Елабуге. ЕГМЗ также входит в число его организаторов, а одна из встреч с поэтами происходит обычно в Библиотеке Серебряного века. Так было и в этом году.


Татьяна Вольтская Фото Л.Пахомовой

Татьяна Вольтская

Поэтическую перекличку начала Татьяна Вольтская из Санкт-Петербурга. В одном из стихотворений рассказывалось о её родном городе, правда, не в возвышенном тоне, а в довольно едком сравнении с Москвой. Заканчивалось оно словами:

На Москве-то всё гладкие лица, Без гульбы да потравы — ни дня. И шипит отставная столица, Как змея под копытом коня.

Все остальные стихи были о любви. О её силе, пробуждающей человека:

А влюбишься — сразу проснёшься И вскрикнешь: «Как долго я спал!»

О сотворчестве с Богом при создании своей половины:

Из трав, от ветра пошедших в пляс, Из лужи, из глины сырой Господь слепил тебя в первый раз, А я леплю во второй… Из мха, где комар заложил вираж, Где прель под еловой корой, Господь слепил меня в первый раз, А ты слепил во второй…

О том, что:

Ничего без тебя бы не было — ни деревьев, ни света белого… Ничего и нет, кухня вымыта, из-под рук вырывается имя твоё, словно пламени язычок. И становится горячо. Александр Фролов Фото Л.Пахомовой

Александр Фролов

У следующего петербургского поэта Александра Фролова рифмы, кажется, льются столь же легко и свободно, словно дыхание. Почти все прочитанные им стихи, касались ли они рассуждений о жизни и поэзии, случайной встречи в поезде с красавицей полькой, утреннего похмелья или попытки нагнать на читателя страха, были приправлены изрядной долей юмора и остроумия:

По весёлому морю бежит пароход… М.Кузьмин По осеннему небу неслись облака. Пароходик скользил по упругой волне. Я стоял на корме. И чужая строка так легко и доверчиво льнула ко мне. О, какая свобода! Так плыть бы и плыть, в этот светлый простор заплывать, заплывать. И бездумно на воду смотреть, и курить, и бездумно строку повторять, повторять. Между тем что-то плёл местный гид. И вдогон что-то чайки кричали в сквозной вышине. Мой приятель-прозаик бубнил в диктофон, свежей мыслью своей поражённый вполне. Бедных смыслов ловец, мытарь значимых тем, мне, зеваке, к чему твой расчёт деловой? Разве спросишь у сердца: стучишь ты зачем? Разве мысли залётной прикажешь: постой! Если ветер сдувает любые слова, словно пену с барашков бегущей волны. И пылают янтарным огнём острова, и затоны расплавленной меди полны Разве счастье поймать? — хлоп в ладоши — и нет. Что осталось? — непрочное слово твоё или этот прохладный над плёсами свет. И свобода. Осенняя горечь её. Екатерина Полянская Фото Л.Пахомовой

Екатерина Полянская

Очень разные по тематике, тональности, настроению и ритмам стихи прочитала ещё одна петербургская поэтесса Екатерина Полянская, завершив своё выступление живописно-лирической картиной под названием «Махаон»:

За еловой стеной, за торжественным хором сосновым, Где косые лучи меж ветвей паутинку сплели, Есть лесная поляна, заросшая цветом лиловым — Там танцуют стрекозы и грузно пируют шмели. День звенит и стрекочет, кружится, мерцает, мелькает… Только перед закатом, когда в золотой полусон По стволам разогретым смолистые капли стекают, Приплывает сюда на резных парусах махаон. Он неспешно плывёт и, как чистая радость, искрится, Так несуетно-царственен и от забот отстранён. Всё встречает его: и цветов изумлённые лица, И гуденье шмелей, и беспечных кузнечиков звон. С каждым вздохом крыла отлетает он выше и выше, Свет вечерний дрожит над моим неподвижным плечом. И взрывается время, мешая не бывшее — с бывшим. И душа вспоминает. И не понимает — о чём.

Выступление московских поэтов открыл Игорь Караулов. Своими стихами, понять которые можно только вчитываясь, а не вслушиваясь, и своими парадоксальными миниатюрами о голливудских звёздах, играющих раз в год «Гамлета» в заброшенном ангаре на окраине Ливерпуля, и суперкомпьютере Матиасе, проигравшем человеку партию суперматча из-за того, что во время игры он размечтался о семейной жизни с женщиной, фотографию которой увидел в сети.

Игорь Караулов Фото Л.Пахомовой

Игорь Караулов

Нерифмованные и рифмованные стихи Людмилы Вязмитиновой (Москва) были наполнены молитвенным состоянием души, связующим Небо и Землю, Творца и тварный мир, и благодарностью за всё, выраженной короткой поэтической строкой

Другой судьбы, другой любви — не надо.

Среди стихотворений, прочитанных Александром Переверзиным (Москва) было несколько автобиографических. О двухлетней дочке, оберегаемой от ночных страхов; о бабке, переживавшей, что «не погост у нас, а болото» и завещавшей похоронить её «на пригорке, там повыше, посуше». О мудром деде, работавшем лесничим:

Дед всегда говорил маме: «Не называй их нашими именами. Как придёт время, ты Кать и Алёш Пустишь под нож? Какая Варька, какой Борька! Называй Рябина, называй Зорька. Да хоть Ласточка, хоть Лебеда, Но нашими — никогда». Поэтому до четвёртого класса Я дружил с Кувшинкой, любил Водокраса, Носил в сарай Эльфу сахар и мел, А с людьми дружить не хотел. Александр Переверзин Фото Л.Пахомовой

Александр Переверзин

Стихи Константина Лебедева (Москва) больше напоминали словесную игру, где форма очень часто довлела над содержанием. Похоже, что он и сам не слишком серьёзно относится к своему сочинительству. Вот, к примеру, несколько строк из стихотворения, которое он назвал концептуальным:

Под дубом С тобой обращались грубо Под берёзой Пугали военной угрозой Под елью Сверлили голову дрелью… Под грушей Вешали лапшу на уши…

И т.д.

Правда, есть в его арсенале и кое-что пророческое:

Уже и вечность открыла пасть, Рычит у бога на поводу, А я иду, не боясь упасть, По тонкой корочке я иду, Слова бессмысленные бубня, С пустым потрёпанным рюкзаком, Туда, где призраки ждут меня, И слижут огненным языком. Михаил Квадратов Фото Л.Пахомовой

Михаил Квадратов

Загадочные поэтические изыски Михаила Квадратова (Москва) были рассчитаны по-видимому на то, что каждый слушатель в силу своего ума и фантазии сам домыслит, о чём идёт в них речь.

Звенит подземная пружина — Иди, смотри. Снаружи, может, всё зажило, А изнутри — Я сам судья и провожатый На поезда, И ожидающий расплаты; И в час, когда Летят вагоны в незнакомый Подземный лес, Выходят каменные гномы Наперерез. Людмила Логинова (Казарян) Фото Л.Пахомовой

Людмила Логинова (Казарян)

Два плана человеческого бытия были отражены в стихотворениях Людмилы Логиновой (Казарян) из Тарту (Эстония). Осознавая отпадение современных людей от Бога, она пишет:

В силу вошли законы Меры — не веры. Там, где цвела икона, Ветхий кусок фанеры. Радуги больше нету — Облачно, серо, скупо. Но бледное это небо Всё-таки — купол.

В её стихотворении «Депортация» нет трагических картин массовых репрессий целых народов. Да и происходит это даже не наяву, а во сне. Но, тем не менее, боль и смятение человека, захваченного врасплох, ощутимы вполне реально

Бродит под веками сон — странны его пути — тянутся там, куда днём и взглянуть не смеешь — вот мне и снится дом, откуда надо уйти и унести лишь то, что унести сумеешь. Что же мне взять с собой, что прихватить, скажи, что я обую на ноги — кеды или ботинки? Надо ли брать кастрюльку? Кухонные ножи? Кенаря в клетке? Котёнка в корзинке? Судорожно хватаю это и то: книги из шкафа, тряпки из постирушки... Будет зима — и надо бы взять пальто... детям игрушки... ведь там разрешат игрушки? Силу свою и стать, гордость свою и права — что ещё можно взять — да только, что ты ни делай — всё, что возьмёшь с собой, они отберут у рва. И только душа в тебе останется целой.

Ещё одна гостья из Эстонии Елена Сабинина, автор-исполнитель, организатор самого «долгоиграющего и долгочитающего» фестиваля Прибалтики «Нарвский причал», исполнила несколько песен, аккомпанируя себе на гитаре.

Нури Бурнаш Фото Л.Пахомовой

Нури Бурнаш

Нури Бурнаш (Казань) представился кратко (впрочем, как и все остальные), сказав, что в миру он преподаватель русской литературы, чем вызвал смех публики. Но смех смехом, а имена литературных героев, правда, в основном древнегреческих, и эзопов язык звучали в нескольких его стихотворениях. В поэзии Н.Бурнаша ощущаются широкий интеллект и острый ум, юмор и ирония.

Мы, жители Шамбалы, тайной страны, мельчаем в панельных ашрамах, но сны нас делают выше; мы сами себе не рабы, не цари, а царь наш — Сучандра, как мы говорим, пока он не слышит. В часы медитаций уйдя далеко, брахманы постигли, что нет ничего прекрасней свободы — и, видя с мигалкой кортеж колесниц, мы так же по-прежнему падаем ниц — но молча и гордо. Им, неприкасаемым, чернь застит взор. Надсадно Сансары скрипит колесо, вращаясь на месте. Репризой не вытянуть старый сюжет, ведь ставит до боли родной шамбалет наш шамбалетмейстер. Давно уже черви проели закон — одну кама-сутру мы помним с пелён, зато досконально. Когда же нас ночью теснит пустота, целительный чай отверзает врата и гонит печаль, но едва ли поможет священный отвар, когда на заборе поверх старых мантр лишь новые мантры. Утрачено всуе искусство письма: искусственным мозгом забиты дома по самые чакры. Луч солнечный редко доходит сюда и часто такие стоят холода, что ёжатся йоги. К нам путь переменчив и скользок, как ложь, а если случайно ты нас и найдёшь — не вспомнишь дороги. Лилия Газизова Фото Л.Пахомовой

Лилия Газизова

Лилия Газизова (Казань) читала стихи из новой книги «Верлибры». О лете, проведённом в детстве с няней на маленькой железнодорожной станции. О мечте снять в свои 12 лет очки и стать, наконец, красивой. О том, как любит всегда возвращаться домой. О расставании, в которое не хочется верить. О снегопаденье в марте. В её лирических миниатюрах о жизни и о любви встречаются порой неожиданные метафоры:

Когда мы поссорились, Между нами выросло дерево. Прошло несколько дней, И между нами уже был лес. Твой неподвижный силуэт Ещё можно разглядеть. А я прячусь то за одним, То за другим деревом. Пройдёт лето, И мы увидим друг друга. Но деревья все равно Будут стоять между нами. Вадим Гершанов Фото Л.Пахомовой

Вадим Гершанов

«Комбинаторная поэзия, — сказал, начиная своё выступление Вадим Гершанов (Казань), — более чем уместна на фестивале Велимира Хлебникова». Объяснив несведущим, что в подобной поэзии тексты подчинены определённым формальным требованиям, он познакомил слушателей со своими палиндромными творениями, которые читаются одинаково как в одном, так и в другом направлении: Баре они иное, раб. Дедам хохма баба, а бабам хохма дед. Интересными были его сочинения и в жанре анаграммы, где одна и та же последовательность букв, но в разных соединениях даёт совершенно иной смысл:

Пала честь, палач есть.

На иве ночами наивен очами (филин).

Про сторожа (заголовок). Просто рожа (текст).

Не ограничиваясь только творческими выступлениями, участники фестиваля «Ладомир» провели в Библиотеке Серебряного века круглый стол, на котором, как заявила Лилия Газизова, «мы будем говорить о поэзии, об авангарде, о традициях, о Велимире Хлебникове». Однако ведущий круглого стола, заведующий кафедрой русского языка и литературы Елабужского института КФУ Антон Быков сразу же озадачил присутствующих, предложив поразмышлять над тем, зачем вообще множить стихи, писать тексты, что нового можно сказать, когда поэзия существует тысячи лет.

Из зала тут же прозвучала шутливая реплика: «Вы должны достойно ответить. Оправдать, так сказать, своё существование». И высказывания последовали одно за другим:

Фото Л.Пахомовой

Игорь Караулов: «За стихи же не платит никто, так что каждый волен писать в своё удовольствие. В чисто социальном плане это хобби, поэтому оправдывать здесь ничего не нужно. Если бы, скажем, государство выделяло деньги на ежегодное безбедное содержание, к примеру, тысячи поэтов, а люди спрашивали: зачем нам тысяча поэтов, может, сократить их до 700».

Реплика: «А в кризисы — до 300».

Игорь Караулов: «Мне кажется, что 300 поэтов современных это то, что обязательно надо знать человеку, который интересуется поэзией, иначе картина будет неполной. А возвращаясь к вопросу, что может человек прибавить, когда он пишет стихи, к тому, что было сделано раньше… Ну жизнь меняется и у человека постоянно меняется взгляд на вещи. А поэты — это люди, которые пытаются как-то об этом сказать».

Далее разговор шёл, в основном, вокруг нескольких тем, центральная из которых была связана с тем, кого же вообще следует причислять к поэтам при том обилии, если не сказать — изобилии пишущих стихи. И тут мнения были порой диаметрально противоположные.

Лилия Газизова: «Научиться писать стихи несложно. Это — ремесло, определённые приёмы, школа, начитанность. Есть, в конце концов, Литературный институт или филологический факультет. Ну и самообразование никто не отменял. Я думаю, что во главу угла нужно ставить личность поэта. То есть только яркая личность может создать яркие произведения. И если это крупный поэт, то он может отразить настроения даже не какого-то определённого круга людей, а целого поколения».

Фото Л.Пахомовой

Алексей Остудин (Казань): «Поэт — это всё-таки профессиональный признак. А если человек профессионал, он должен, в принципе, получать за это деньги. И, соответственно, если человек не зарабатывает, он не поэт, каким бы гениальным он не был.

Хотя если ты сможешь совмещать глубокую работу со словом и зарабатывать другим путём, то ради Бога — вперёд! Печатайся где-то на Фейсбуке, попадай в поле зрения нынешних экспертов, отправляйся на фестивали, выпускай печатные книги, если тебя будут издавать. Пусть цветут все цветы — говорят китайцы. А кто останется в истории — это, конечно, решает время».

Александр Фролов: «На самом деле поэтов всегда было мало, и чем они зарабатывали себе на жизнь — совершенно неважно».

Людмила Вязмитинова: «Игорь изобразил сочинение стихов как что-то совершаемое между делом, как, к примеру, сказано у Маяковского:

Сидят папаши. Каждый хитр. Землю попашет, Попишет стихи.

А мне кажется, что это в гораздо большей степени — дело жизни. Стоит напомнить советский период, когда за поэзию можно было расстаться с жизнью и уж тем более — со свободой.

Во все века писали, что требуется принести какую-то жертву для прорыва, который совершает поэт. И мы это видим в трагической жизни и смерти Хлебникова и Цветаевой»

Естественно речь зашла и о тиражах книг, которые с советского периода сократились в десятки, а то и сотни раз.

Алексей Остудин: «Я ещё успел издаться в советское время. И что было хорошего тогда? А то, что гарантом платежа выступало государство. То есть ты был защищён, ты писал не в пустоту, а знал, что тебя включили в тематический план издательства и книжка выйдет в этом или следующем году».

Игорь Караулов: «Я хочу немного уточнить по поводу поэтического книгоиздания. Советские тиражи поэтических книг, которые всё равно лежали по магазинам, и никто их не брал, прямо как в стихах у Цветаевой, составляли 5–10 тысяч экземпляров начинающему автору. Представляете, первая книжка! Так что нынешние тиражи по 300–500 экземпляров это — фактически самиздат, который стал разрешённым, официальным, начал получать ISBN».

Александр Переверзин: «Первые книги Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Пастернака тоже выходили небольшими тиражами и издавались на собственные деньги или на деньги родителей. Поэтому сегодняшние тиражи в 200, 300, 500 экземпляров можно сравнить с тиражами Серебряного века. Но в отличие от того времени сборники практически сразу попадают в интернет и их может прочесть любой человек. Поэтому сейчас я уподобил бы книгу визитной карточке автора, которую он может подарить. Эти книги будут коллекционировать, они станут раритетами, как стали ими сборники поэтов Серебряного века».

Александр Фролов: «В советское время надо было ещё умудриться напечататься. А теперь, слава Богу, никаких препятствий нет».

Александр Переверзин: «Сейчас появились такие ресурсы как «Ридеро», куда можно загрузить книжку и за небольшую плату получить все выходные данные. А потом распечатать её где угодно. С одной стороны, это хорошо, потому что если человек хочет сделать книжку, то он её сделает. Но с другой стороны это, конечно, не займёт место издательств, где есть редакторский отбор, какая-то серия, бренд».

Людмила Вязмитинова: «Да, возможности стали такие, о которых лет пять назад даже невозможно было подумать».

Лилия Газизова: «Я работаю в Союзе писателей литературным консультантом и могу сказать, что если раньше начинающие писатели приходили с рукописями, то сейчас они несут не просто книги, а стопки книг в твёрдом переплёте».

Фото Л.Пахомовой

Была затронута на круглом столе также тема поэзии и государства, которая, впрочем, в большей степени касалась финансовой стороны. И здесь мнения также разделились. Алексей Остудин утверждал, что без «смычки» с властью поэтом быть невозможно. Людмила Вязмитинова тоже была согласна с тем, что при отсутствии меценатов рассчитывать приходится только на государство. Александр Фролов заявил: «Я бы не хотел получать от нашего государства деньги за то, что пишу стихи. Потому что иначе всё равно попадаешь в ситуацию, в которой были советские поэты, обслуживающие идеологические интересы власти».

А Александр Переверзин, напомнив драматические судьбы ряда поэтов Серебряного века, неугодных новой власти, и произведения не подцензурной литературы, которые стали доступны читателям со второй половины 80-х годов, сказал, что следующие поколения будут помнить именно эту поэзию. Так чем же она во все времена привлекала людей? Почему нас волнуют и притягивают её рифмы и ритмы? И какие тенденции характерны для современной поэзии? Ответы на эти и другие вопросы также можно было услышать из уст участников фестиваля «Ладомир».

Игорь Караулов: «Современная поэзия жутко богата. Это такой подъём!»

Людмила Вязмитинова: «Но при этом она не занимает в жизни общества достойное место. Может быть, мы сами что-то недоделываем. Поэты слишком раздроблены, каждый имеет индивидуальное представление о том, как устроен мир, душа человека, и пытается это представление выразить».

Александр Переверзин: Просто время изменилось, и мир перестал быть литературоцентричным».

Александр Фролов: «Многообразие — признак современной поэзии. И мне кажется, что сейчас для неё, именно для поэзии, ни для зарабатывания денег, ни для славы, а, собственно, для писания текстов, время — замечательное. Произошло, если можно так выразиться, прибавление внутренней свободы. Сейчас на Стихи.ру где-то, по-моему, пятьсот тысяч человек».

Реплика: «Миллион уже».

Александр Фролов: «Конечно, среди них очень много графоманов. В сети они разбиваются на группки и в каждой есть свой домашний «гений». Там самое популярное выражение: «Ну ты, Вася, гений».

Людмила Логинова (Казарян): «Сейчас существуют сообщества, которые используют поэзию, как вариант общения между собой. Это — молодёжные течения. В них стихийным образом собираются ребята, которые не читают нас, профессионалов, не знают известных поэтов, а берут и как будто заново начинают сами что-то сочинять. Но всё равно это та почва, на которой поэзия снова и снова рождается, возрождается и существует. На которой она существует изначально, потому что поэзия для чего-то нужна человеку и обществу».

Татьяна Вольтская: «Людмила нас вернула к важной вещи, с которой всё начиналось: о смысле поэзии. Мне кажется, что её глубинный сакральный смысл, несмотря на все успехи книгоиздания, интернета и так далее, никто не отменял. И именного этого смысла, я думаю, осознанно или неосознанно ждёт от поэта читатель. Потому что с такой книжкой, которая имеет этот сакральный смысл, он будет засыпать и её положит себе под подушку, над ней будет плакать и о ней скажет: «Да, это так, как у меня, я это узнаю».

И сколько бы людей не писало стихов, всё равно поэтов будет некоторое ограниченное количество. Потому что в своей глубине, которая доступна не каждому, поэзия лежит в основе мироздания, как слово и число, которые были и пребывают».

Фото Л.Пахомовой

Завершился круглый стол высказываниями о творчестве В. Хлебникова и его влиянии на поэзию.

Лилия Газизова: «Велемир Хлебников — очень яркая, ещё не прочитанная, на мой взгляд, фигура Серебряного века. «Поэт для поэтов», как его называли. Это был человек, который расширил возможности русской поэтической речи. Лично мне многое не близко из того, что было создано Велемиром Хлебниковым, но я вполне способна дать оценку той работе, которую он провёл и тем озарениям, которые у него случались. Многое из того, что он предложил, показал, обнажил, современные поэты используют и их уже никто не называет авангардистами».

Александр Переверзин: «Поэты того времени, начиная с Маяковского и заканчивая Пастернаком и Мандельштамом, воспринимали Хлебникова, как главного поэта своего поколения».

Людмила Вязмитинова: «Хлебников совершил третью революцию поэтического русского языка, показав поэтам, что можно писать не на языке, а самим языком. Его очень долго не понимали, но по крайней мере те, кото был рядом с ним, учились у него, и он оказал огромное влияние в первую очередь на них.

Только сейчас его поэзия начинает открываться и только сегодня, на нашем уровне понимания, мы по-настоящему можем её оценить».

Людмила Пахомова журналист ЕГМЗ Стихами завсегдатаев литературной гостиной Библиотеки Серебряного века не удивишь.
24.11.2017 Елабужский музей-заповедник
СМИ узнали об актерском прошлом Владимира Путина - TatPressa.RuПрезидент России Владимир Путин в юности подрабатывал каскадером на «Ленфильме» — вместе с другими ленинградскими спортсменами он принимал участие в съемках военной драмы «Ижорский батальон» и эпопеи «Блокада».
14.12.2017 TatPressa.Ru
Первый гала-концерт фестиваля творчества людей с ограниченными физическими возможностями состоится завтра в Казани.
14.12.2017 ИА Татар-информ
Программа включает экскурсию в Дом-музей Габдуллы Тукая, просмотр мультфильма, обед и вручение подарков.
14.12.2017 ИА Татар-информ
nazmyzei - Республика ТатарстанВ Национальном музее открылась выставка «Стихия революции: 1917 год в истории России»     Нынешний год для нашей страны прошел под знаком столетия Октябрьской революции.
14.12.2017 Республика Татарстан
В Детском центре «Экият» состоялся гала-концерт благотворительного проекта Министерства культуры Республики Татарстан «От сердца к сердцу» - Министерство культуры РТГлавными гостями этого праздника стали ребята из детских домов, домов-интернатов, коррекционных школ и реабилитационных центров.
14.12.2017 Министерство культуры РТ
Посетители смогут увидеть редчайшие игрушки минувших столетий, советские игрушки и электронные игрушки недавнего прошлого.
14.12.2017 ИА Татар-информ
Стало известно когда состоится Шаляпинский фестиваль-2018 в Казани - Kazan-Day.RuВ Казани с 1 по 22 февраля 2018 года пройдет XXXVI Международный оперный фестиваль им.
14.12.2017 Kazan-Day.Ru
garaz - Республика Татарстан    16 декабря в Центре современной культуры «Смена» в Казани открывается выставка одного из основателей этой творческой площадки – художника Ильгизара Хасанова.
14.12.2017 Республика Татарстан
tanez - Республика Татарстан    В Казани на сцене театра оперы и балета с успехом прошли юбилейные концерты Государственного ансамбля песни и танца РТ.
14.12.2017 Республика Татарстан
Кинокомпания «иНаЧе» при поддержке историко-краеведческого музея города снимет документальный сериал «Челны».
14.12.2017 Челнинские Известия
Премьера спектакля «Пингвины» в Казанском ТЮЗе - Министерство культуры РТВ субботу, 16 декабря, в Казанском театре юного зрителя состоится премьера спектакля «Пингвины» по пьесе немецкого драматурга Ульриха Хуба «У ковчега в восемь».
14.12.2017 Министерство культуры РТ
20 - 21 декабря в кинотеатре «Мир» пройдут Дни азербайджанского кино. Зрители увидят признанные фильмы азербайджанского производства, снятые в духе культуры Страны огней – страны с многовековой историей,
14.12.2017 Вечерняя Казань
%d0%a1%d0%b0%d0%bc%d0%b8%d0%b3%d1%83%d0%bb%d0%bb%d0%b8%d0%bd+%283%29 - Inkazan.RuТатарский язык необходимо изучать на обязательном уровне, так как это язык "всего тюрко-исламского мира".
14.12.2017 Inkazan.Ru
Ильсур Метшин посетил одну из старейших музыкальных школ Казани - Администрация г. КазаньОдно из старейших учебных заведений Казани - Детскую музыкальную школу №1 им.П.И.Чайковского, которой в этом году исполнилось 85 лет , - посетил сегодня Мэр города Ильсур Метшин.
14.12.2017 Администрация г. Казань
Ряд мероприятий, приуроченных к Декаде инвалидов, проведен в Аксубаевском районе - Министерство труда РТ1 декабря в Аксубаевском районном доме культуры прошло театрализованное представление для детей с ограниченными возможностями.
14.12.2017 Министерство труда РТ
  С 1 по 22 февраля 2018 года на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля пройдет XXXVI Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина,
14.12.2017 Республика Татарстан
В Казани стартуют Дни азербайджанского кино - Министерство культуры РТ20-21 декабря в кинотеатре «Мир» при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан и Азербайджанской национально-культурной автономии Республики Татарстан «Азербайджан» пройдут Дни азербайджанского кино.
14.12.2017 Министерство культуры РТ
Суд оставил Роберта Мусина под стражей до февраля - ИА Татар-информПриволжский суд Казани согласился с доводами следствия и продлил арест банкира до 16 февраля.
14.12.2017 ИА Татар-информ
В Казани полицейские задержали подозреваемого в нападении на 8-летнюю девочку - МВД РТВечером 11 декабря 2017 года в полицию обратилась жительница Казани, сообщив, что примерно в 15.30 неизвестный мужчина надругался над ее 8-летней дочерью.
14.12.2017 МВД РТ
Казанские полицейские на Проспекте Победы предупредили горожан о мошенниках - ИА Татар-информМероприятие прошло в рамках регулярных профилактических рейдов по пресечению деятельности аферистов.
14.12.2017 ИА Татар-информ
byvshiy_milicioner_poluchil_pozhiznennoe - Вечер Елабуги
В России принят закон о пожизненном заключении за вербовку в ряды террористов
Госдума в окончательном чтении приняла законопроект об ужесточении уголовной ответственности за вербовку в ряды террористов вплоть до пожизненного заключения, передает ТАСС .
Вечер Елабуги
ДТП в Челнах: столкнулись два грузовика - Челнинские Известия
ДТП в Челнах: столкнулись два грузовика
В Набережных Челнах на улице Почтовая, напортив дома №17, накануне произошло ДТП - столкнулись два грузовика.
Челнинские Известия
Клептоманы в городе: кто и что ворует в челнинских супермаркетах - Челнинские Известия
Клептоманы в городе: кто и что ворует в челнинских супермаркетах
В Набережных Челнах огромное количество магазинов, и ежедневно продавцы после окончания работы недосчитываются на прилавках продуктов, бытовой химии, косметики и одежды.
Челнинские Известия
В 70-е годы будущий президент России Владимир Путин со своим товарищем по секции самбо и дзюдо, будущим миллиардером Аркадием Ротенбергом , участвовал в съемках «Ленфильма».
14.12.2017 Бизнес Online
В Казани состоится гала-концерт X фестиваля «Возьмемся за руки, друзья!» - Администрация г. Казань15 декабря на сцене детского центра «Экият» состоится гала-концерт X республиканского фестиваля художественного творчества людей с ограниченными физическими возможностями «Возьмемся за руки, друзья!».
14.12.2017 Администрация г. Казань
nazmyzei - Республика ТатарстанВ Национальном музее открылась выставка «Стихия революции: 1917 год в истории России»     Нынешний год для нашей страны прошел под знаком столетия Октябрьской революции.
14.12.2017 Республика Татарстан
Винера Ганеева:  Учиться на русском языке было нелегко - Казанские ведомости
Винера Ганеева: Учиться на русском языке было нелегко
Мнением о проблеме изучения русского и татарского языков мы попросили поделиться народную артистку России и Татарстана, профессора, замечательного педагога Винеру Ганееву.
Казанские ведомости
Игорь Крутой с супругой Ольгой. Фото: Евгения ГУСЕВА - Комсомольская правда Казань
Национальная музыкальная премия: Мат от «Ленинграда» на кремлёвской сцене и «Тает лёд», как главная песня года
В ГКД прошла одна из самых веселых церемоний уходящего года Елена ЛАПТЕВА В эту среду во второй раз прошла Российская Национальная Музыкальная Премия, основанная Академией популярной музыки в 2015-м году.
Комсомольская правда Казань
Nov_tradi_16-1024x683 - Республика Татарстан
В Татарстан на Новый год
    Казань и Татарстан в целом уже много лет являются популярными направлениями для поездок на новогодние каникулы.
Республика Татарстан
Приходи на баскетбол! - БК Уникс Казань20 декабря УНИКС принимает многократного чемпиона Хорватии «Цедевиту». Это последний домашний матч в уходящем году, не пропусти его.
14.12.2017 БК Уникс Казань
unics - Республика Татарстан    Казанский «УНИКС» в домашнем матче первого группового раунда Кубка Европы уступил турецкой «Дарушафаке» – 75:79.
14.12.2017 Республика Татарстан
Ef35c965837b23cef3f909220324dfab__620x345 - ФК РубинРоссийская футбольная Премьер-Лига определила даты и время начала матчей 21-23 туров РОСГОССТРАХ Чемпионата России по футболу.
14.12.2017 ФК Рубин
«Рубин-2017»: с чем пришли, с чем ушли - Казанские ведомости
«Рубин-2017»: с чем пришли, с чем ушли
Казанский «Рубин», победив на своем поле в последнем матче перед зимними каникулами (победив уверенно - 3:1), все же оставил после своих выступлении в первой части чемпионата вопросов чуть больше, чем ответов.
Казанские ведомости
Кукмор прославится победами лыжников? - Казанские ведомости
Кукмор прославится победами лыжников?
На прошлой неделе в Кукморе состоялось торжественное открытие модульной лыжной базы.
Казанские ведомости
Зенит не остановить? - Казанские ведомости
Зенит не остановить?
Второй матч казанских волейболистов закончился очередным разгромом – (25:15, 25:16, 25:20).
Казанские ведомости
Путин ответил на вопрос редактора «Челнинских известий» об увеличении пенсионного возраста - Челнинские ИзвестияРедактор «Челнинских известий» Зульфия Султанова задала президенту России Владимиру Путину в ходе его пресс-конференции вопрос об увеличении пенсионного возраста: «Когда будет принято такое решение?
14.12.2017 Челнинские Известия
Суд приговорил лидера ОПГ Невзорова к 21 году колонии строгого режима - ИА Татар-информДвое членов банды получили 17 и 19 лет колонии. (Казань, 14 декабря, «Татар-информ»).
14.12.2017 ИА Татар-информ
Суд оставил Роберта Мусина под стражей до февраля - ИА Татар-информПриволжский суд Казани согласился с доводами следствия и продлил арест банкира до 16 февраля.
14.12.2017 ИА Татар-информ
Врио Главы Республики Дагестан Владимир Васильев посетил ОАО «Агропромышленный парк «Казань» - Минсельхоз РТВ Татарстане находится с рабочим визитом делегация из Республики Дагестан во главе с врио Главы этого региона Владимиром Васильевым.
14.12.2017 Минсельхоз РТ
Шаляпинский фестиваль в Казани представит 13 спектаклей и концертов - ИА Татар-информФестиваль откроется премьерой – оперой «Набукко» Верди в постановке Ефима Майзеля.
14.12.2017 ИА Татар-информ