Новости города БезФормата.Ru
Елабуга
Главные новости
 
Задать вопрос?

Модернизация подготовки учителей в Елабужском институте КФУ

podgotovka_uchitelya2 - Вечер Елабуги
Фото: zur.ru

Координатор проекта Федерального целевой программы развития образования рассказал о модернизации подготовки учителей в Елабужском институте КФУ.

О том, как изменилась подготовка педагогических кадров, что принципиально нового появилось в педагогическом образовании, мы беседуем с Владиславом Виноградовым – кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующим кафедрой педагогики Елабужского института Казанского федерального университета, координатором проекта Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) по модернизации подготовки учителей-бакалавров основного общего образования.

– Республика Татарстан с точки зрения инновационности и развития школьного образования является одним из ведущих регионов РФ – КФУ по праву считается лидером по многим направлениям подготовки специалистов, а Елабужский институт, один из старейших педагогических вузов страны, на протяжении нескольких последних лет смело внедряет новые формы и методы подготовки учителей. В чем, Владислав Львович, существенно изменились подходы?

– Переход к информационному обществу определил принципиальное изменение требований к подготовке педагогов. Школьные учителя, как и преподаватели вуза, уже не являются носителями эксклюзивных знаний. Информация перестала быть проблемой. Изменение роли учителя потребовало кардинального пересмотра подходов к подготовке педагогов в системе высшего образования. Решение этой проблемы, в частности, является важнейшей задачей САЕ «Учитель XXI века» Казанского федерального университета.

Елабужский институт реализует классическую модель подготовки учителя на основе обновления содержания и технологий педагогического образования. Студент, поступая на педагогическое направление, изначально проходит подготовку как будущий учитель, вне зависимости от того, какие модули, дисциплины, разделы он осваивает – будь то философия, математика или физическая культура.

С 2014 года мы реализуем Федеральную целевую программу, направленную на реформу системы подготовки учителей. Наша сфера ответственности связана с подготовкой учителя-бакалавра, то есть наиболее массовой учительской профессии. Участники проекта сформировали общую позицию по решению целого комплекса профессиональных вопросов. Прежде всего это понимание необходимости перехода от избытка теории к компетентностному и деятельностному подходам как основе реализации процессов, связанных с подготовкой будущих учителей. Иными словами, если студент осваивает теорию и технологии обучения, то он должен в результате не только продемонстрировать знание того, какие технологии существуют и чем они характеризуются, но главное – уметь применить их в практической деятельности. То есть при разработке рабочих программ мы должны ответить на вопрос: для чего в эту программу внедрен тот или иной образовательный модуль? Что конкретно сможет делать будущий учитель после завершения обучения по этому модулю? Если выпускник вуза обладает совокупностью знаний о самых передовых технологиях, но не может использовать их в школе, мы признаем педагогическое образование неэффективным.

Учитель прежде всего является профессионалом-практиком, ремесленником в лучшем смысле этого слова, и во вторую очередь – творцом. Ремесленник должен владеть наиболее эффективными образовательными технологиями, чтобы обеспечить гарантированный результат образования. Если мы определяем цель подготовки учителя-предметника как его способность выполнять профессиональные функции, мы не можем не поменять содержание образования. Еще раз повторю, что теоретические знания перестали быть абсолютным результатом. Они необходимы, но не абсолютны.

– Поэтому вы существенно увеличили долю практики в образовательном процессе?

– Формировать профессиональные компетенции невозможно без практики. Нельзя же подготовить квалифицированного врача, не допуская его к больным. Все же уточню: речь не идет о бесконечном расширении времени прохождения практики, хотя ее доля значительно увеличена. Практика в данном случае понимается в самом широком ее смысле – от практики в квазиусловиях (в данном случае используется среда вуза) до полномасштабной практики на базе школы. Теоретическая подготовка осуществляется в контексте тех практических проблем, с которыми сталкиваются учителя. Это одно из основных значимых отличий современного педагогического образования от того, что было раньше.

Мы формируем у будущего учителя способность постоянно осваивать новые методики, активно исследовать процессы, в которых он участвует, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Учитель должен быть открыт к обучению, постоянному пополнению методических и предметных знаний. Все это невозможно без компетенции в области исследовательской деятельности, которая связана с поиском новых путей получения более эффективного результата образовательной деятельности, с поиском новых подходов к «проблемным» ученикам, новых методов работы с конкретным классом. На мой взгляд, вузы, готовящие учителей, должны максимально ориентироваться на проведение комплекса исследований в действующей системе образования. Причем исследований, направленных на разработку конкретных рекомендаций образовательным организациям по повышению эффективности их функционирования в определенной области. Высшая школа должна не только взять на себя ответственность за внедрение новых образовательных технологий в школьное образование, но и отслеживать их результативность.

– В течение последних 6 лет Республика Татарстан стала площадкой для отработки эффективных зарубежных технологий и практик школьного образования. Регион зарекомендовал себя как пилотный в области внедрения сингапурской модели образования, активно сотрудничает с Казахстаном, который тоже предлагает интересную модель образования. Резонно спросить: неужели российское образование, российская наука не в состоянии самостоятельно разрабатывать эффективные образовательные технологии для школы?

– Я отвечу. Мы по праву гордимся мощнейшей теоретической базой, которую накопили в области образования. Имена Эльконина, Давыдова, Махмутова и многих других наших соотечественников известны далеко за пределами РФ, их труды являются основой образовательных практик во многих странах. Это здорово! Но России нужно научиться эффективно использовать их в родной системе образования, а не экспортировать «продукт их переработки» из других стран, как это случилось с Сингапуром. В идеале педагогические вузы должны постоянно предлагать школам конкретные разработки, обеспечивающие высокое качество образования, проводить исследования эффективности предложенных технологий и совершенствовать их в дальнейшем. Это то, чем сейчас занимается наш институт.

– Расскажите об этом подробнее.

– В рамках Федеральной целевой программы развития образования мы сотрудничаем со многими вузами и школами, которые подключились к активному решению проблем в отрасли. В течение нескольких лет проводим конкретные прикладные исследования. Нашими специалистами внедрены модели аудита школы по разным аспектам образовательного процесса, оценки готовности учителей к реализации ФГОС. Отработан ряд моделей сотрудничества педагога и учителя-наставника в рамках сетевого взаимодействия. Сформированы макеты фондов оценочных средств, разработан и успешно реализуется комплекс прикладных исследований (например, реакция ученика в течение урока, в том числе на замечания и поощрения), который будущие учителя осваивают в образовательных модулях. Выстроена система мотивации студентов-бакалавров на освоение исследовательских и практико-ориентированных компетенций. Отработаны и внедрены в образовательный процесс новые модули, в том числе включающие подготовку к воспитательной работе в школе, основанные на компетентностном подходе к подготовке учителя. В структуру образовательных модулей интегрированы практика и элементы исследовательской деятельности (НИРС – научно-исследовательские работы студентов).

Все это позволяет утверждать, что мы находимся в процессе становления новой более эффективной системы подготовки учителя, которая максимально отвечает требованиям времени, а в некоторых случаях и опережает их.

– Можно ли, Владислав Львович, уже говорить о том, что эта модель сложилась и эффективно работает, конкретно – в Елабужском институте КФУ?

– Мониторинг образовательного процесса, анкетирование студентов показывают, что активное использование знаний и умений во время практики привело к существенному изменению мотивации. Студенты экспериментальных групп с большей уверенностью заявляют, что охотно и смело пойдут в школу, а это важный результат.

Стоит отметить, что мы не только готовим выпускников – учителей XXI века, но и тесно работаем с педагогами, которые сегодня ведут уроки в школе. Так, брендом в педагогическом сообществе стал Международный фестиваль школьных учителей в Елабуге. Это уникальная площадка по обмену компетенциями и инновациями, модераторами которой станут лучшие педагоги и ведущие преподаватели вузов России, США, Германии, Турции, Израиля, Белоруссии. Мы приглашаем принять участие в фестивале, который пройдет в Елабужском институте КФУ с 7 по 9 августа, всех учителей, открытых новому и желающих расти в профессии.

 

Вера Кострова, Надежда Хамидуллина, «Учительская газета»

При объединении школ в Казани завучам предложат стать педагогами - Kazan-Day.RuОбъединение школ и детсадов в Казани – это не оптимизационное мероприятие, а создание новой модели образовательных организаций.
07.07.2017 Kazan-Day.Ru
При объединении школ в Казани завучам предложат стать педагогами - TatPressa.RuОбъединение школ и детсадов в Казани – это не оптимизационное мероприятие, а создание новой модели образовательных организаций.
07.07.2017 TatPressa.Ru
При объединении школ в Казани завучам предложат стать педагогами - ИА Татар-информПо словам начальника Управления образования Казани, завучи, совмещавшие ставки, теперь могут перейти в педагоги на полную ставку.
07.07.2017 ИА Татар-информ
«Новая модель управления»: как 13 школ Казани укрупнят в 7 учебных центров - Бизнес Online7000 школьников столицы РТ в новом учебном году могут поменять место учебы из-за объединения школ и гимназий С первого сентября в Казани появится семь новых образовательных центров на базе 13 разных школ и одного садика,
07.07.2017 Бизнес Online
Учителя и педагоги, работающие с детьми-инвалидами, впервые смогут стать обладателями грантовой поддержки.
05.07.2017 Казанские ведомости
В Институте развития образования Республики Татарстан состоялся семинар-практикум для учителей английского языка - Министерство образования РТВ Институте развития образования Республики Татарстан состоялся семинар-практикум для учителей английского языка на тему: «Создание и управление вовлеченностью учащихся при обучении посредством метода коммуникативных заданий».
04.07.2017 Министерство образования РТ
0glavnoe.foto (2) - Вечер Елабуги30 июля на черноморском побережье стартовал Первый муниципальный фестиваль школьных учителей в Бахчисарайском районе.
04.07.2017 Вечер Елабуги
В Иннополисе прошел летний учебный лагерь для будущих учителей - Министерство образования РТС 27 по 30  июня 2017 года организован Летний учебный лагерь для будущих учителей РТ.
03.07.2017 Министерство образования РТ
По итогам мониторинга деятельности образовательных организаций Казанский филиал Российского университета кооперации признан Министерством образования и науки Российской Федерации эффективным вузом.
29.06.2017 ККИ РУК
Открытие Летней школы будущих учителей - Министерство образования РТ27 июня 2017 года начала работу Летняя школа будущих учителей Республики Татарстан.
28.06.2017 Министерство образования РТ
Адвокат: Пенсионеру Ливаде сказали, что он может заразить всех туберкулезом - ИА Татар-информПо решению Вахитовского районного суда Казани директор ГК «ФОН» пробудет за решеткой до 13 февраля.
24.11.2017 ИА Татар-информ
Версию о том, что владельцем грузовых машин является некто влиятельный, кто хочет запутать следствие и таким образом остаться в тени, защита не принимает всерьез - Бизнес OnlineАдвокаты Ижмукова раскрыли правду о водителях автопоезда, в который врезался автобус «Неоплан» Флешку с видео, которое могло пролить свет на истинные причины ужасного заинского ДТП, уничтожили эксперты.
24.11.2017 Бизнес Online
Вечером 23 ноября 2017 года у села Старое Сумароково Бугульминского района республики обнаружено тело 57-летнего пастуха с признаками насильственной смерти в виде множественных повреждений различных частей тела.
24.11.2017 Следственный комитет
Больше 80 погибших и около 150 раненых - в результате теракта внутри мечети в деревне Ар-Рауда Фото: Twitter.com - Комсомольская правда Казань
Более 200 человек пострадали при взрыве в египетской мечети
Теракт произошёл на севере Синайского полуострова Аббас ДЖУМА @IBN_MOHAMMAD Больше 80 погибших и около 150 раненых - в результате теракта внутри мечети в деревне Ар-Рауда близ города Аль-Ариш (курортная зона).
Комсомольская правда Казань
Бесследно в Челнах пропал 42-летний мужчина - Челнинские Известия
Бесследно в Челнах пропал 42-летний мужчина
Сегодня в редакцию «Челнинских известий» обратились родственники 42-летнего жителя Набережных Челнов Юрия Романова, который пропал 24 октября.
Челнинские Известия
Смертельное ДТП в Татарстане: погибла пассажирка - Казанские ведомости
Смертельное ДТП в Татарстане: погибла пассажирка
Трагедия произошла накануне вечером в Высокогорском районе, о чем сообщает пресс-служба ГУ МЧС РФ по РТ.
Казанские ведомости
Тайна Коко и идеальный праздник для детей - Челнинские ИзвестияПредлагаем вам подборку интересных мероприятий, которые пройдут в Набережных Челнах 25-24 ноября «Синема парк» «Здравствуй, папа, Новый год 2» (16+) В продолжение комедийного кинофильма «Здравствуй, папа,
24.11.2017 Челнинские Известия
Коллекцию Нади Леже покажут в челнинском музее - Челнинские ИзвестияВ Историко-краведческом музее Набережных Челнов сегодня, 24 ноября, – открытие выставки из коллекции художницы Нади Леже (0+).
24.11.2017 Челнинские Известия
Пресс-конференция о предоставлении грантов некоммерческим организациям в РТ - Единая РоссияПресс-конференция о предоставлении грантов некоммерческим организациям в РТ   Пресс-конференция о предоставлении грантов некоммерческим организациям в РТ На конкурс было подано более 200 заявок,
24.11.2017 Единая Россия
Винера Ганеева: Национальная премия «Болгар радиосы» создает золотой фонд татарской песни - Казанские ведомости
Винера Ганеева: Национальная премия «Болгар радиосы» создает золотой фонд татарской песни
Винера Ганеева - любимица публики, титулованная певица, артистка с большой буквы, лауреат Милли премия - уверена: Национальная музыкальная премия «Болгар радиосы» не просто пропагандирует современную татарскую культуру,
Казанские ведомости
На фестивале современной музыки в Органном зале Челнов поставят музыкальный эксперимент - Челнинские Известия
На фестивале современной музыки в Органном зале Челнов поставят музыкальный эксперимент
Интересный концерт ждет завтра любителей музыки и поэзии в Органном зале Набережных Челнов.
Челнинские Известия
В Казани почтили память Льва Толстого
9 сентября 2018 года исполнится 190 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.
Казанские ведомости
Осенние соревнования - Свято-Вознесенское Архиерейское подворьеЭтой осенью воспитанники Клуба юных спасателей «Спас» Свято-Вознесенского архиерейского подворья Набережных Челнов вместе со своим тренером спасателем МЧС Владимиром Ушаковым приняли участие в нескольких соревнованиях по
24.11.2017 Свято-Вознесенское Архиерейское подворье
Почему значок ГТО снова стал актуальным - Казанские ведомостиТатарстан уверенно проходит третий этап всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
24.11.2017 Казанские ведомости
Пресс-конференция ХК «Челны» - ХК «Ростов» - ХК ЧелныПредставляем вашему вниманию пресс-конференцию главных тренеров ХК «Челны» и ХК «Ростов» по сумме двух игр: Главный тренер «Ростова» Григорий Пантелеев:  - Выдались тяжелые поединки.
23.11.2017 ХК Челны
Бердыев не ждет Пилявского, Навас тренируется в общей группе: как «Рубин» готовится к ЦСКА - Казанские ведомости
Бердыев не ждет Пилявского, Навас тренируется в общей группе: как «Рубин» готовится к ЦСКА
До новогодних каникул российского футбола остается 3 тура. В них «Рубину» предстоит сразиться с двумя лидерами – ЦСКА и «Локомотивом», а также аутсайдером из Хабаровска.
Казанские ведомости
krasnuh - Республика Татарстан
Наплавали на шесть медалей
    На завершившемся в Казани чемпионате страны по плаванию на короткой воде (25 метров) татарстанцы выиграли шесть медалей – три золотые и три бронзовые.
Республика Татарстан
Хоккеист Данис Зарипов будет играть в «Ак Барсе» под номером 25 - Челнинские Известия
Хоккеист Данис Зарипов будет играть в «Ак Барсе» под номером 25
Нападающий Данис Зарипов подписал контракт с хоккейным клубом «Ак Барс», сообщают « Вести КАМАЗа ». Соглашение заключено сроком на один год до конца сезона - 2018/2019 года, информирует пресс-служба казанской команды.
Челнинские Известия
Вечером 23 ноября 2017 года у села Старое Сумароково Бугульминского района республики обнаружено тело 57-летнего пастуха с признаками насильственной смерти в виде множественных повреждений различных частей тела.
24.11.2017 Следственный комитет
1478429711 - Вечер ЕлабугиЕгипетские беспилотники уничтожили 15 боевиков, причастных к теракту в мечети на Синайском полуострове, передает РИА Новости.
24.11.2017 Вечер Елабуги
Cборная России лишилась первого места в медальном зачете зимних Олимпийских игр в Сочи.
24.11.2017 TatCenter.ru
Президенту РТ Рустаму Минниханову сегодня на Форуме православной общественности вручили орден «Славы и Чести» II степени от имени патриарха Кирилла .
24.11.2017 Бизнес Online
2-z57-3ae13121-045d-4282-a872-818b0de090c0 - Вечер ЕлабугиДевочка из татарстанской многодетной семьи, пострадавшая вместе с отцом в ДТП в Пермском крае, умерла в больнице в Прикамье, пишут «Вести КАМАЗа».
24.11.2017 Вечер Елабуги