Новости города БезФормата.Ru
Елабуга
Главные новости
 
Задать вопрос?

Модернизация подготовки учителей в Елабужском институте КФУ

podgotovka_uchitelya2 - Вечер Елабуги
Фото: zur.ru

Координатор проекта Федерального целевой программы развития образования рассказал о модернизации подготовки учителей в Елабужском институте КФУ.

О том, как изменилась подготовка педагогических кадров, что принципиально нового появилось в педагогическом образовании, мы беседуем с Владиславом Виноградовым – кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующим кафедрой педагогики Елабужского института Казанского федерального университета, координатором проекта Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) по модернизации подготовки учителей-бакалавров основного общего образования.

– Республика Татарстан с точки зрения инновационности и развития школьного образования является одним из ведущих регионов РФ – КФУ по праву считается лидером по многим направлениям подготовки специалистов, а Елабужский институт, один из старейших педагогических вузов страны, на протяжении нескольких последних лет смело внедряет новые формы и методы подготовки учителей. В чем, Владислав Львович, существенно изменились подходы?

– Переход к информационному обществу определил принципиальное изменение требований к подготовке педагогов. Школьные учителя, как и преподаватели вуза, уже не являются носителями эксклюзивных знаний. Информация перестала быть проблемой. Изменение роли учителя потребовало кардинального пересмотра подходов к подготовке педагогов в системе высшего образования. Решение этой проблемы, в частности, является важнейшей задачей САЕ «Учитель XXI века» Казанского федерального университета.

Елабужский институт реализует классическую модель подготовки учителя на основе обновления содержания и технологий педагогического образования. Студент, поступая на педагогическое направление, изначально проходит подготовку как будущий учитель, вне зависимости от того, какие модули, дисциплины, разделы он осваивает – будь то философия, математика или физическая культура.

С 2014 года мы реализуем Федеральную целевую программу, направленную на реформу системы подготовки учителей. Наша сфера ответственности связана с подготовкой учителя-бакалавра, то есть наиболее массовой учительской профессии. Участники проекта сформировали общую позицию по решению целого комплекса профессиональных вопросов. Прежде всего это понимание необходимости перехода от избытка теории к компетентностному и деятельностному подходам как основе реализации процессов, связанных с подготовкой будущих учителей. Иными словами, если студент осваивает теорию и технологии обучения, то он должен в результате не только продемонстрировать знание того, какие технологии существуют и чем они характеризуются, но главное – уметь применить их в практической деятельности. То есть при разработке рабочих программ мы должны ответить на вопрос: для чего в эту программу внедрен тот или иной образовательный модуль? Что конкретно сможет делать будущий учитель после завершения обучения по этому модулю? Если выпускник вуза обладает совокупностью знаний о самых передовых технологиях, но не может использовать их в школе, мы признаем педагогическое образование неэффективным.

Учитель прежде всего является профессионалом-практиком, ремесленником в лучшем смысле этого слова, и во вторую очередь – творцом. Ремесленник должен владеть наиболее эффективными образовательными технологиями, чтобы обеспечить гарантированный результат образования. Если мы определяем цель подготовки учителя-предметника как его способность выполнять профессиональные функции, мы не можем не поменять содержание образования. Еще раз повторю, что теоретические знания перестали быть абсолютным результатом. Они необходимы, но не абсолютны.

– Поэтому вы существенно увеличили долю практики в образовательном процессе?

– Формировать профессиональные компетенции невозможно без практики. Нельзя же подготовить квалифицированного врача, не допуская его к больным. Все же уточню: речь не идет о бесконечном расширении времени прохождения практики, хотя ее доля значительно увеличена. Практика в данном случае понимается в самом широком ее смысле – от практики в квазиусловиях (в данном случае используется среда вуза) до полномасштабной практики на базе школы. Теоретическая подготовка осуществляется в контексте тех практических проблем, с которыми сталкиваются учителя. Это одно из основных значимых отличий современного педагогического образования от того, что было раньше.

Мы формируем у будущего учителя способность постоянно осваивать новые методики, активно исследовать процессы, в которых он участвует, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Учитель должен быть открыт к обучению, постоянному пополнению методических и предметных знаний. Все это невозможно без компетенции в области исследовательской деятельности, которая связана с поиском новых путей получения более эффективного результата образовательной деятельности, с поиском новых подходов к «проблемным» ученикам, новых методов работы с конкретным классом. На мой взгляд, вузы, готовящие учителей, должны максимально ориентироваться на проведение комплекса исследований в действующей системе образования. Причем исследований, направленных на разработку конкретных рекомендаций образовательным организациям по повышению эффективности их функционирования в определенной области. Высшая школа должна не только взять на себя ответственность за внедрение новых образовательных технологий в школьное образование, но и отслеживать их результативность.

– В течение последних 6 лет Республика Татарстан стала площадкой для отработки эффективных зарубежных технологий и практик школьного образования. Регион зарекомендовал себя как пилотный в области внедрения сингапурской модели образования, активно сотрудничает с Казахстаном, который тоже предлагает интересную модель образования. Резонно спросить: неужели российское образование, российская наука не в состоянии самостоятельно разрабатывать эффективные образовательные технологии для школы?

– Я отвечу. Мы по праву гордимся мощнейшей теоретической базой, которую накопили в области образования. Имена Эльконина, Давыдова, Махмутова и многих других наших соотечественников известны далеко за пределами РФ, их труды являются основой образовательных практик во многих странах. Это здорово! Но России нужно научиться эффективно использовать их в родной системе образования, а не экспортировать «продукт их переработки» из других стран, как это случилось с Сингапуром. В идеале педагогические вузы должны постоянно предлагать школам конкретные разработки, обеспечивающие высокое качество образования, проводить исследования эффективности предложенных технологий и совершенствовать их в дальнейшем. Это то, чем сейчас занимается наш институт.

– Расскажите об этом подробнее.

– В рамках Федеральной целевой программы развития образования мы сотрудничаем со многими вузами и школами, которые подключились к активному решению проблем в отрасли. В течение нескольких лет проводим конкретные прикладные исследования. Нашими специалистами внедрены модели аудита школы по разным аспектам образовательного процесса, оценки готовности учителей к реализации ФГОС. Отработан ряд моделей сотрудничества педагога и учителя-наставника в рамках сетевого взаимодействия. Сформированы макеты фондов оценочных средств, разработан и успешно реализуется комплекс прикладных исследований (например, реакция ученика в течение урока, в том числе на замечания и поощрения), который будущие учителя осваивают в образовательных модулях. Выстроена система мотивации студентов-бакалавров на освоение исследовательских и практико-ориентированных компетенций. Отработаны и внедрены в образовательный процесс новые модули, в том числе включающие подготовку к воспитательной работе в школе, основанные на компетентностном подходе к подготовке учителя. В структуру образовательных модулей интегрированы практика и элементы исследовательской деятельности (НИРС – научно-исследовательские работы студентов).

Все это позволяет утверждать, что мы находимся в процессе становления новой более эффективной системы подготовки учителя, которая максимально отвечает требованиям времени, а в некоторых случаях и опережает их.

– Можно ли, Владислав Львович, уже говорить о том, что эта модель сложилась и эффективно работает, конкретно – в Елабужском институте КФУ?

– Мониторинг образовательного процесса, анкетирование студентов показывают, что активное использование знаний и умений во время практики привело к существенному изменению мотивации. Студенты экспериментальных групп с большей уверенностью заявляют, что охотно и смело пойдут в школу, а это важный результат.

Стоит отметить, что мы не только готовим выпускников – учителей XXI века, но и тесно работаем с педагогами, которые сегодня ведут уроки в школе. Так, брендом в педагогическом сообществе стал Международный фестиваль школьных учителей в Елабуге. Это уникальная площадка по обмену компетенциями и инновациями, модераторами которой станут лучшие педагоги и ведущие преподаватели вузов России, США, Германии, Турции, Израиля, Белоруссии. Мы приглашаем принять участие в фестивале, который пройдет в Елабужском институте КФУ с 7 по 9 августа, всех учителей, открытых новому и желающих расти в профессии.

 

Вера Кострова, Надежда Хамидуллина, «Учительская газета»

При объединении школ в Казани завучам предложат стать педагогами - Kazan-Day.RuОбъединение школ и детсадов в Казани – это не оптимизационное мероприятие, а создание новой модели образовательных организаций.
07.07.2017 Kazan-Day.Ru
При объединении школ в Казани завучам предложат стать педагогами - TatPressa.RuОбъединение школ и детсадов в Казани – это не оптимизационное мероприятие, а создание новой модели образовательных организаций.
07.07.2017 TatPressa.Ru
При объединении школ в Казани завучам предложат стать педагогами - ИА Татар-информПо словам начальника Управления образования Казани, завучи, совмещавшие ставки, теперь могут перейти в педагоги на полную ставку.
07.07.2017 ИА Татар-информ
«Новая модель управления»: как 13 школ Казани укрупнят в 7 учебных центров - Бизнес Online7000 школьников столицы РТ в новом учебном году могут поменять место учебы из-за объединения школ и гимназий С первого сентября в Казани появится семь новых образовательных центров на базе 13 разных школ и одного садика,
07.07.2017 Бизнес Online
Учителя и педагоги, работающие с детьми-инвалидами, впервые смогут стать обладателями грантовой поддержки.
05.07.2017 Казанские ведомости
В Институте развития образования Республики Татарстан состоялся семинар-практикум для учителей английского языка - Министерство образования РТВ Институте развития образования Республики Татарстан состоялся семинар-практикум для учителей английского языка на тему: «Создание и управление вовлеченностью учащихся при обучении посредством метода коммуникативных заданий».
04.07.2017 Министерство образования РТ
0glavnoe.foto (2) - Вечер Елабуги30 июля на черноморском побережье стартовал Первый муниципальный фестиваль школьных учителей в Бахчисарайском районе.
04.07.2017 Вечер Елабуги
В Иннополисе прошел летний учебный лагерь для будущих учителей - Министерство образования РТС 27 по 30  июня 2017 года организован Летний учебный лагерь для будущих учителей РТ.
03.07.2017 Министерство образования РТ
По итогам мониторинга деятельности образовательных организаций Казанский филиал Российского университета кооперации признан Министерством образования и науки Российской Федерации эффективным вузом.
29.06.2017 ККИ РУК
Открытие Летней школы будущих учителей - Министерство образования РТ27 июня 2017 года начала работу Летняя школа будущих учителей Республики Татарстан.
28.06.2017 Министерство образования РТ
Спасатели вывели заблудившихся женщин из леса в Тукаевском районе - ИА Татар-информСотрудники МЧС подали продолжительный звук сирены аварийно-спасательного автомобиля.
24.09.2017 ИА Татар-информ
Челнинка бросила в роддоме ребенка, но потом вернулась за ним - Челнинские ИзвестияФото с сайта s13.stc.all.kpcdn.net. С начала года в Набережных Челнах сотрудники отдела опеки и попечительства занимались судьбами 14 детей,
23.09.2017 Челнинские Известия
В Чистопольском районе пожарные потушили загоревшийся комбайн - ИА Татар-информВ результате пожара сгорел моторный отсек и кабина комбайна на площади 5 кв.м.
24.09.2017 ИА Татар-информ
Женщина в Челнах сорвала цепочку с прохожей - Челнинские Известия
Женщина в Челнах сорвала цепочку с прохожей
Фото с сайта novostivolgograda.ru. Челнинка не учла, что напала на женщину, которая работает стрелком в службе охраны.
Челнинские Известия
Смертельное  ДТП под Заинском: суд назначен на конец сентября - Челнинские Известия
Смертельное ДТП под Заинском: суд назначен на конец сентября
На 29 сентября в  Заинском районном  суде назначено рассмотрении громкого уголовного дела по факту гибели пассажиров в ДТП под Заинском.
Челнинские Известия
В Волгоградской области пятилетнюю девочку, которую искали неделю, нашли убитой - Бугульминская газета
В Волгоградской области пятилетнюю девочку, которую искали неделю, нашли убитой
Трагедия произошла в городе Калач-на-Дону. С девочкой расправился55-летний местный житель.
Бугульминская газета
.... - Бизнес OnlineВечер памяти «Истә калсын»: без VIP'ов и Салавата с Элвином Греем, но с аншлагом, сестрой в зрительном зале и дочерью на сцене Три дня подряд — с 23 по 25 сентября — в филармонии им.
24.09.2017 Бизнес Online
Геннадий Пронин - Бизнес OnlineСоратник знаменитого художника Геннадий Пронин о жизни на казанской улице Авиахима, патриотических ярлыках и татарских живописцах В сентябре исполнилось 75 лет художнику Константину Васильеву (1942–1976).
24.09.2017 Бизнес Online
videoconference02_ - Вечер ЕлабугиСотрудники Елабужского государственного музея-заповедника приняли участие в совещании в режиме видеоконференции, которое состоялось в рамках реализации проекта «Историческая память».
24.09.2017 Вечер Елабуги
Нескучные выходные: запретная дверь в хранилище и концерт на остановке - Челнинские Известия
Нескучные выходные: запретная дверь в хранилище и концерт на остановке
Предлагаем вам подборку интересных мероприятий на выходные 23-24 сентября.
Челнинские Известия
Танцы на коляске сдвигают границы возможного - Казанские ведомости
Танцы на коляске сдвигают границы возможного
Первая в Татарстане творческая инклюзивная студия «Э-моция» на базе ДК «Юность» 24 сентября празднует свой первый день рождения.
Казанские ведомости
Зачем челнинец собирает старые учебники - Челнинские Известия
Зачем челнинец собирает старые учебники
Библиофил и историк-любитель Валериан Брицов работает в челнинской типографии печатником, имеет за плечами десять классов вечерней школы и при этом глубокие знания по истории нашего края.
Челнинские Известия
В Казани подвели итоги турнира M-1 Challenge 83 - ИА Татар-информВ главном бою вечера Брэндон Холси одержал победу над Михаилом Рагозиным.
24.09.2017 ИА Татар-информ
«Ак Барс» прервал победную серию в Челябинске - ИА Татар-информПосле четырех побед подряд казанцы проиграли в овертайме «Трактору». (Казань, 24 сентября, «Татар-инфом», Сергей Гаврилов).
24.09.2017 ИА Татар-информ
IMG_2744.JPG - ФК КамазВ рамках 17 тура текущего чемпионата на запасном поле стадиона «КАМАЗ» прошёл матч «КАМАЗ-М» vs.«Рубин» (Казань).
24.09.2017 ФК Камаз
Когда мы - «Зенит» из Казани, то непобедимы. Во всяком случае, в волейболе. - Казанские ведомости
Когда мы - «Зенит» из Казани, то непобедимы. Во всяком случае, в волейболе.
В гости в Казань приехал новосибирский «Локомотив» – и в чемпионате страны, и в Кубке России сибиряки от Казани изрядно «наелись» поражений, тем более,
Казанские ведомости
Оренбург пал, хотя и бился до конца - Казанские ведомости
Оренбург пал, хотя и бился до конца
Футболисты казанского «Рубина» вышли в 1/8 финала розыгрыша Кубка России, выиграв в Оренбурге у одноименного клуба со счетом 2:0.
Казанские ведомости
Сборная России по волейболу с трудной победы над Украиной стартовала на чемпионате Европы
Волейболистки сборной России трудно начали чемпионат Европы, лишь в овертайме сумев переиграть сборную Украины – 3:2 (25:18, 20:25, 25:23, 23:25, 15:13).
Казанские ведомости
Сегодня во второй половине дня Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов прибыл в Ташкент.
24.09.2017 Президент РТ
Алексей Песошин встретился с представителями Татарстана за рубежом и в субъектах России - Представительство Республики Татарстан в Санкт-ПетербургеСегодня Премьер-министр Республики Татарстан Алексей Песошин провел встречу с представителями Татарстана за рубежом и в субъектах Российской Федерации.
22.09.2017 Представительство Республики Татарстан в Санкт-Петербурге
Подозреваемая задержана, ей предъявлено обвинение. (Казань, 22 сентября, «Татар-информ»).
24.09.2017 ИА Татар-информ
Ни одна из прошедших в парламент партий не набрала достаточного количества голосов для формирования кабинета.
24.09.2017 ИА Татар-информ
«Нефтехимик» победил в Тольятти - ИА Татар-информНижнекамцы продлили свою победную серию до пяти матчей подряд. (Казань, 24 сентября, «Татар-информ», Сергей Гаврилов).
24.09.2017 ИА Татар-информ