Новости города БезФормата.Ru
Елабуга
Главные новости
 
Задать вопрос?

Модернизация подготовки учителей в Елабужском институте КФУ

podgotovka_uchitelya2 - Вечер Елабуги
Фото: zur.ru

Координатор проекта Федерального целевой программы развития образования рассказал о модернизации подготовки учителей в Елабужском институте КФУ.

О том, как изменилась подготовка педагогических кадров, что принципиально нового появилось в педагогическом образовании, мы беседуем с Владиславом Виноградовым – кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующим кафедрой педагогики Елабужского института Казанского федерального университета, координатором проекта Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) по модернизации подготовки учителей-бакалавров основного общего образования.

– Республика Татарстан с точки зрения инновационности и развития школьного образования является одним из ведущих регионов РФ – КФУ по праву считается лидером по многим направлениям подготовки специалистов, а Елабужский институт, один из старейших педагогических вузов страны, на протяжении нескольких последних лет смело внедряет новые формы и методы подготовки учителей. В чем, Владислав Львович, существенно изменились подходы?

– Переход к информационному обществу определил принципиальное изменение требований к подготовке педагогов. Школьные учителя, как и преподаватели вуза, уже не являются носителями эксклюзивных знаний. Информация перестала быть проблемой. Изменение роли учителя потребовало кардинального пересмотра подходов к подготовке педагогов в системе высшего образования. Решение этой проблемы, в частности, является важнейшей задачей САЕ «Учитель XXI века» Казанского федерального университета.

Елабужский институт реализует классическую модель подготовки учителя на основе обновления содержания и технологий педагогического образования. Студент, поступая на педагогическое направление, изначально проходит подготовку как будущий учитель, вне зависимости от того, какие модули, дисциплины, разделы он осваивает – будь то философия, математика или физическая культура.

С 2014 года мы реализуем Федеральную целевую программу, направленную на реформу системы подготовки учителей. Наша сфера ответственности связана с подготовкой учителя-бакалавра, то есть наиболее массовой учительской профессии. Участники проекта сформировали общую позицию по решению целого комплекса профессиональных вопросов. Прежде всего это понимание необходимости перехода от избытка теории к компетентностному и деятельностному подходам как основе реализации процессов, связанных с подготовкой будущих учителей. Иными словами, если студент осваивает теорию и технологии обучения, то он должен в результате не только продемонстрировать знание того, какие технологии существуют и чем они характеризуются, но главное – уметь применить их в практической деятельности. То есть при разработке рабочих программ мы должны ответить на вопрос: для чего в эту программу внедрен тот или иной образовательный модуль? Что конкретно сможет делать будущий учитель после завершения обучения по этому модулю? Если выпускник вуза обладает совокупностью знаний о самых передовых технологиях, но не может использовать их в школе, мы признаем педагогическое образование неэффективным.

Учитель прежде всего является профессионалом-практиком, ремесленником в лучшем смысле этого слова, и во вторую очередь – творцом. Ремесленник должен владеть наиболее эффективными образовательными технологиями, чтобы обеспечить гарантированный результат образования. Если мы определяем цель подготовки учителя-предметника как его способность выполнять профессиональные функции, мы не можем не поменять содержание образования. Еще раз повторю, что теоретические знания перестали быть абсолютным результатом. Они необходимы, но не абсолютны.

– Поэтому вы существенно увеличили долю практики в образовательном процессе?

– Формировать профессиональные компетенции невозможно без практики. Нельзя же подготовить квалифицированного врача, не допуская его к больным. Все же уточню: речь не идет о бесконечном расширении времени прохождения практики, хотя ее доля значительно увеличена. Практика в данном случае понимается в самом широком ее смысле – от практики в квазиусловиях (в данном случае используется среда вуза) до полномасштабной практики на базе школы. Теоретическая подготовка осуществляется в контексте тех практических проблем, с которыми сталкиваются учителя. Это одно из основных значимых отличий современного педагогического образования от того, что было раньше.

Мы формируем у будущего учителя способность постоянно осваивать новые методики, активно исследовать процессы, в которых он участвует, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Учитель должен быть открыт к обучению, постоянному пополнению методических и предметных знаний. Все это невозможно без компетенции в области исследовательской деятельности, которая связана с поиском новых путей получения более эффективного результата образовательной деятельности, с поиском новых подходов к «проблемным» ученикам, новых методов работы с конкретным классом. На мой взгляд, вузы, готовящие учителей, должны максимально ориентироваться на проведение комплекса исследований в действующей системе образования. Причем исследований, направленных на разработку конкретных рекомендаций образовательным организациям по повышению эффективности их функционирования в определенной области. Высшая школа должна не только взять на себя ответственность за внедрение новых образовательных технологий в школьное образование, но и отслеживать их результативность.

– В течение последних 6 лет Республика Татарстан стала площадкой для отработки эффективных зарубежных технологий и практик школьного образования. Регион зарекомендовал себя как пилотный в области внедрения сингапурской модели образования, активно сотрудничает с Казахстаном, который тоже предлагает интересную модель образования. Резонно спросить: неужели российское образование, российская наука не в состоянии самостоятельно разрабатывать эффективные образовательные технологии для школы?

– Я отвечу. Мы по праву гордимся мощнейшей теоретической базой, которую накопили в области образования. Имена Эльконина, Давыдова, Махмутова и многих других наших соотечественников известны далеко за пределами РФ, их труды являются основой образовательных практик во многих странах. Это здорово! Но России нужно научиться эффективно использовать их в родной системе образования, а не экспортировать «продукт их переработки» из других стран, как это случилось с Сингапуром. В идеале педагогические вузы должны постоянно предлагать школам конкретные разработки, обеспечивающие высокое качество образования, проводить исследования эффективности предложенных технологий и совершенствовать их в дальнейшем. Это то, чем сейчас занимается наш институт.

– Расскажите об этом подробнее.

– В рамках Федеральной целевой программы развития образования мы сотрудничаем со многими вузами и школами, которые подключились к активному решению проблем в отрасли. В течение нескольких лет проводим конкретные прикладные исследования. Нашими специалистами внедрены модели аудита школы по разным аспектам образовательного процесса, оценки готовности учителей к реализации ФГОС. Отработан ряд моделей сотрудничества педагога и учителя-наставника в рамках сетевого взаимодействия. Сформированы макеты фондов оценочных средств, разработан и успешно реализуется комплекс прикладных исследований (например, реакция ученика в течение урока, в том числе на замечания и поощрения), который будущие учителя осваивают в образовательных модулях. Выстроена система мотивации студентов-бакалавров на освоение исследовательских и практико-ориентированных компетенций. Отработаны и внедрены в образовательный процесс новые модули, в том числе включающие подготовку к воспитательной работе в школе, основанные на компетентностном подходе к подготовке учителя. В структуру образовательных модулей интегрированы практика и элементы исследовательской деятельности (НИРС – научно-исследовательские работы студентов).

Все это позволяет утверждать, что мы находимся в процессе становления новой более эффективной системы подготовки учителя, которая максимально отвечает требованиям времени, а в некоторых случаях и опережает их.

– Можно ли, Владислав Львович, уже говорить о том, что эта модель сложилась и эффективно работает, конкретно – в Елабужском институте КФУ?

– Мониторинг образовательного процесса, анкетирование студентов показывают, что активное использование знаний и умений во время практики привело к существенному изменению мотивации. Студенты экспериментальных групп с большей уверенностью заявляют, что охотно и смело пойдут в школу, а это важный результат.

Стоит отметить, что мы не только готовим выпускников – учителей XXI века, но и тесно работаем с педагогами, которые сегодня ведут уроки в школе. Так, брендом в педагогическом сообществе стал Международный фестиваль школьных учителей в Елабуге. Это уникальная площадка по обмену компетенциями и инновациями, модераторами которой станут лучшие педагоги и ведущие преподаватели вузов России, США, Германии, Турции, Израиля, Белоруссии. Мы приглашаем принять участие в фестивале, который пройдет в Елабужском институте КФУ с 7 по 9 августа, всех учителей, открытых новому и желающих расти в профессии.

 

Вера Кострова, Надежда Хамидуллина, «Учительская газета»

При объединении школ в Казани завучам предложат стать педагогами - Kazan-Day.RuОбъединение школ и детсадов в Казани – это не оптимизационное мероприятие, а создание новой модели образовательных организаций.
07.07.2017 Kazan-Day.Ru
При объединении школ в Казани завучам предложат стать педагогами - TatPressa.RuОбъединение школ и детсадов в Казани – это не оптимизационное мероприятие, а создание новой модели образовательных организаций.
07.07.2017 TatPressa.Ru
При объединении школ в Казани завучам предложат стать педагогами - ИА Татар-информПо словам начальника Управления образования Казани, завучи, совмещавшие ставки, теперь могут перейти в педагоги на полную ставку.
07.07.2017 ИА Татар-информ
«Новая модель управления»: как 13 школ Казани укрупнят в 7 учебных центров - Бизнес Online7000 школьников столицы РТ в новом учебном году могут поменять место учебы из-за объединения школ и гимназий С первого сентября в Казани появится семь новых образовательных центров на базе 13 разных школ и одного садика,
07.07.2017 Бизнес Online
Учителя и педагоги, работающие с детьми-инвалидами, впервые смогут стать обладателями грантовой поддержки.
05.07.2017 Казанские ведомости
В Институте развития образования Республики Татарстан состоялся семинар-практикум для учителей английского языка - Министерство образования РТВ Институте развития образования Республики Татарстан состоялся семинар-практикум для учителей английского языка на тему: «Создание и управление вовлеченностью учащихся при обучении посредством метода коммуникативных заданий».
04.07.2017 Министерство образования РТ
0glavnoe.foto (2) - Вечер Елабуги30 июля на черноморском побережье стартовал Первый муниципальный фестиваль школьных учителей в Бахчисарайском районе.
04.07.2017 Вечер Елабуги
В Иннополисе прошел летний учебный лагерь для будущих учителей - Министерство образования РТС 27 по 30  июня 2017 года организован Летний учебный лагерь для будущих учителей РТ.
03.07.2017 Министерство образования РТ
По итогам мониторинга деятельности образовательных организаций Казанский филиал Российского университета кооперации признан Министерством образования и науки Российской Федерации эффективным вузом.
29.06.2017 ККИ РУК
Открытие Летней школы будущих учителей - Министерство образования РТ27 июня 2017 года начала работу Летняя школа будущих учителей Республики Татарстан.
28.06.2017 Министерство образования РТ
В Чистопольском районе утонули две девочки - ИА Татар-информСпасти удалось только одну 14-летнюю девочку. (Казань, 22 июля, «Татар-информ»).
22.07.2017 ИА Татар-информ
Фото: спасатели в Татарстане извлекли из авто зажатого мужчину - ИА Татар-информПроисшествие случилось в Мамадышском районе на автодороге в сторону Елабуги.
23.07.2017 ИА Татар-информ
В Бугульминском районе сотрудники МЧС спасли на пожаре двух женщин - ИА Татар-информПроисшествие случилось в поселке городского типа Карабаш. (Казань, 23 июля, «Татар-информ»).
23.07.2017 ИА Татар-информ
В Татарстане подросток спас тонущую девочку, еще двух вытащить из воды живыми не удалось - Челнинские Известия
В Татарстане подросток спас тонущую девочку, еще двух вытащить из воды живыми не удалось
Фото с сайта pp.userapi.com. Вчера днем в Чистопольском районе на местном пруду утонули две девочки, сообщает  ГУ МЧС по РТ.
Челнинские Известия
060516_054238302712 - Вечер Елабуги
В Башкирии семья с малолетним ребенком найдена мертвой в машине на дне реки
По предварительным данным, семья уехала на отдых 17 июля, их автомобиль скатился в реку, предположительно причиной смерти стало утопление.
Вечер Елабуги
Туристы из Челнов оказались в отеле, который пострадал от землетрясения в Турции - Челнинские Известия
Туристы из Челнов оказались в отеле, который пострадал от землетрясения в Турции
Челнинец Руслан Костромин стал очевидцем сегодняшнего землетрясения в Турции.
Челнинские Известия
Вышла в свет книга «В. Высоцкий в Казани» - ИА Татар-информВ память о барде на здании бывшего МЦ установят мемориальную доску. (Казань, 22 июля, «Татар-информ»).
22.07.2017 ИА Татар-информ
После завершения фестиваля «Мирас», 2017 год: (слева направо) арт-директор Дулат-Алеев, дирижер Ишмуратов, композиторы Калимуллин, Ахиярова, Еникеев с музыкантами ГСО РТ - Бизнес OnlineИзвестный композитор об обеспеченном Тукае, будущей опере «Сююмбике» и причине, по которой не могут состояться талантливые женщины Пожалуй, Резеду Ахиярову можно назвать самым успешным из современных композиторов Татарстана.
23.07.2017 Бизнес Online
В деревне Малый Битаман Высокогорского района открылся Первый Всероссийский семинар драматургов имени Туфана Миннуллина - Министерство культуры РТУчастники семинара - режиссеры, драматурги, театральные деятели, критики из районов Татарстана и соседних республик.
22.07.2017 Министерство культуры РТ
Нескучные выходные: дом с ужасами и «вечера ню» - Челнинские Известия
Нескучные выходные: дом с ужасами и «вечера ню»
Предлагаем вам подборку интересных мероприятий на выходные 22-23 июля. КИНО «Синема парк» Дюнкерк (16+) В первых кадрах «Дюнкерка» мы видим сотни тысяч солдат британских и союзных войск, окружённых противником.
Челнинские Известия
В Челнах пройдет вечер памяти Владимира Высоцкого - Челнинские Известия
В Челнах пройдет вечер памяти Владимира Высоцкого
Фото с сайта mkrf.ru 25 июля в Набережных Челнах по традиции пройдет вечер памяти Владимира Высоцкого.
Челнинские Известия
В воскресенье над Казанкой пролетит сверхзвуковой ракетоносец - Челнинские Известия
В воскресенье над Казанкой пролетит сверхзвуковой ракетоносец
Фото с сайта tehplaneta.ru В воскресенье, 23 июля, с 12.00 до 12.15 в рамках авиашоу «Я выбираю небо!» в Казани пройдут показательные выступления тяжелой авиации,
Челнинские Известия
«Что в чемодане? Деньги за победу!»: «Рубин» Бердыева опять проиграл - Бизнес OnlineКорреспондент «БИЗНЕС Online» побывал в Санкт-Петербурге и рассказывает о поражении Казани, которого она не заслуживала «Рубин» Курбана Бердыева смог значительно прибавить в игровом и физическом плане за неделю,
23.07.2017 Бизнес Online
Челнинцы показали класс в гонках на моторных лодках - Челнинские ИзвестияЧелнинцы заняли почти весь пьедестал почета на соревнованиях по водно-моторному спорту, который проходил в Уфе.
23.07.2017 Челнинские Известия
Максим Канунников: «Будем прибавлять» - ИА Татар-информПо словам нападающего «Рубина», команда заслужила свое поражение. (Казань, 22 июля, «Татар-информ», Сергей Гаврилов).
22.07.2017 ИА Татар-информ
Первый заплыв Александра Красных на ЧМ-2017 - Бугульминская газета
Первый заплыв Александра Красных на ЧМ-2017
На Чемпионате мира по водным видам спорта, проходящем в Будапеште, бугульминский пловец Александр Красных на дистанции 400 метров вольным стилем в утренней квалификации  пришёл к финишу тринадцатым.
Бугульминская газета
Челнинские гонщики победили в ралли «Шелковый путь-2017», спортсменов поздравил Владимир Путин - Челнинские Известия
Челнинские гонщики победили в ралли «Шелковый путь-2017», спортсменов поздравил Владимир Путин
Фото с сайта cdn.iz.ru Ралли-марафон  «Шёлковый путь-2017» завершился сегодня абсолютной победой российской команды из Набережных Челнов «КАМАЗ-мастер» в зачете грузовиков.
Челнинские Известия
«Рубин» проиграл «Зениту» в Санкт-Петербурге
"Рубин" проиграл "Зениту" со счетом 1:2 в Санкт-Петербурге в матче 2-го тура чемпионата России.
Вечерняя Казань
Вчера чемпионат подарил зрителям эффектные полеты и первый рекорд в истории казанской трассы Red Bull Air Race.
23.07.2017 Казанские ведомости
Басманный суд Москвы заочно арестовал прокурора Главной военной прокуратуры Украины Руслана Кравченко и следователя по особо важным делам украинской Генпрокуратуры Вадима Приймачока.
23.07.2017 Коммерсантъ
Время прощания с Еленой Мироновой станет известно позднее. (Казань, 23 июля, «Татар-информ»).
23.07.2017 ИА Татар-информ
В Казани стартует финальный день этапа Red Bull Air Race - ИА Татар-информСпортсмены разыграют медали казанского этапа в категории Master. (Казань, 23 июля, «Татар-информ», Алексей Анисимов).
23.07.2017 ИА Татар-информ
По мнению главы Объединенного комитета начальников штабов Данфорда, первоочередной угрозой является КНДР.
23.07.2017 ИА Татар-информ