Новости города БезФормата.Ru
Елабуга
Главные новости
 
Задать вопрос?

Модернизация подготовки учителей в Елабужском институте КФУ

podgotovka_uchitelya2 - Вечер Елабуги
Фото: zur.ru

Координатор проекта Федерального целевой программы развития образования рассказал о модернизации подготовки учителей в Елабужском институте КФУ.

О том, как изменилась подготовка педагогических кадров, что принципиально нового появилось в педагогическом образовании, мы беседуем с Владиславом Виноградовым – кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующим кафедрой педагогики Елабужского института Казанского федерального университета, координатором проекта Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) по модернизации подготовки учителей-бакалавров основного общего образования.

– Республика Татарстан с точки зрения инновационности и развития школьного образования является одним из ведущих регионов РФ – КФУ по праву считается лидером по многим направлениям подготовки специалистов, а Елабужский институт, один из старейших педагогических вузов страны, на протяжении нескольких последних лет смело внедряет новые формы и методы подготовки учителей. В чем, Владислав Львович, существенно изменились подходы?

– Переход к информационному обществу определил принципиальное изменение требований к подготовке педагогов. Школьные учителя, как и преподаватели вуза, уже не являются носителями эксклюзивных знаний. Информация перестала быть проблемой. Изменение роли учителя потребовало кардинального пересмотра подходов к подготовке педагогов в системе высшего образования. Решение этой проблемы, в частности, является важнейшей задачей САЕ «Учитель XXI века» Казанского федерального университета.

Елабужский институт реализует классическую модель подготовки учителя на основе обновления содержания и технологий педагогического образования. Студент, поступая на педагогическое направление, изначально проходит подготовку как будущий учитель, вне зависимости от того, какие модули, дисциплины, разделы он осваивает – будь то философия, математика или физическая культура.

С 2014 года мы реализуем Федеральную целевую программу, направленную на реформу системы подготовки учителей. Наша сфера ответственности связана с подготовкой учителя-бакалавра, то есть наиболее массовой учительской профессии. Участники проекта сформировали общую позицию по решению целого комплекса профессиональных вопросов. Прежде всего это понимание необходимости перехода от избытка теории к компетентностному и деятельностному подходам как основе реализации процессов, связанных с подготовкой будущих учителей. Иными словами, если студент осваивает теорию и технологии обучения, то он должен в результате не только продемонстрировать знание того, какие технологии существуют и чем они характеризуются, но главное – уметь применить их в практической деятельности. То есть при разработке рабочих программ мы должны ответить на вопрос: для чего в эту программу внедрен тот или иной образовательный модуль? Что конкретно сможет делать будущий учитель после завершения обучения по этому модулю? Если выпускник вуза обладает совокупностью знаний о самых передовых технологиях, но не может использовать их в школе, мы признаем педагогическое образование неэффективным.

Учитель прежде всего является профессионалом-практиком, ремесленником в лучшем смысле этого слова, и во вторую очередь – творцом. Ремесленник должен владеть наиболее эффективными образовательными технологиями, чтобы обеспечить гарантированный результат образования. Если мы определяем цель подготовки учителя-предметника как его способность выполнять профессиональные функции, мы не можем не поменять содержание образования. Еще раз повторю, что теоретические знания перестали быть абсолютным результатом. Они необходимы, но не абсолютны.

– Поэтому вы существенно увеличили долю практики в образовательном процессе?

– Формировать профессиональные компетенции невозможно без практики. Нельзя же подготовить квалифицированного врача, не допуская его к больным. Все же уточню: речь не идет о бесконечном расширении времени прохождения практики, хотя ее доля значительно увеличена. Практика в данном случае понимается в самом широком ее смысле – от практики в квазиусловиях (в данном случае используется среда вуза) до полномасштабной практики на базе школы. Теоретическая подготовка осуществляется в контексте тех практических проблем, с которыми сталкиваются учителя. Это одно из основных значимых отличий современного педагогического образования от того, что было раньше.

Мы формируем у будущего учителя способность постоянно осваивать новые методики, активно исследовать процессы, в которых он участвует, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Учитель должен быть открыт к обучению, постоянному пополнению методических и предметных знаний. Все это невозможно без компетенции в области исследовательской деятельности, которая связана с поиском новых путей получения более эффективного результата образовательной деятельности, с поиском новых подходов к «проблемным» ученикам, новых методов работы с конкретным классом. На мой взгляд, вузы, готовящие учителей, должны максимально ориентироваться на проведение комплекса исследований в действующей системе образования. Причем исследований, направленных на разработку конкретных рекомендаций образовательным организациям по повышению эффективности их функционирования в определенной области. Высшая школа должна не только взять на себя ответственность за внедрение новых образовательных технологий в школьное образование, но и отслеживать их результативность.

– В течение последних 6 лет Республика Татарстан стала площадкой для отработки эффективных зарубежных технологий и практик школьного образования. Регион зарекомендовал себя как пилотный в области внедрения сингапурской модели образования, активно сотрудничает с Казахстаном, который тоже предлагает интересную модель образования. Резонно спросить: неужели российское образование, российская наука не в состоянии самостоятельно разрабатывать эффективные образовательные технологии для школы?

– Я отвечу. Мы по праву гордимся мощнейшей теоретической базой, которую накопили в области образования. Имена Эльконина, Давыдова, Махмутова и многих других наших соотечественников известны далеко за пределами РФ, их труды являются основой образовательных практик во многих странах. Это здорово! Но России нужно научиться эффективно использовать их в родной системе образования, а не экспортировать «продукт их переработки» из других стран, как это случилось с Сингапуром. В идеале педагогические вузы должны постоянно предлагать школам конкретные разработки, обеспечивающие высокое качество образования, проводить исследования эффективности предложенных технологий и совершенствовать их в дальнейшем. Это то, чем сейчас занимается наш институт.

– Расскажите об этом подробнее.

– В рамках Федеральной целевой программы развития образования мы сотрудничаем со многими вузами и школами, которые подключились к активному решению проблем в отрасли. В течение нескольких лет проводим конкретные прикладные исследования. Нашими специалистами внедрены модели аудита школы по разным аспектам образовательного процесса, оценки готовности учителей к реализации ФГОС. Отработан ряд моделей сотрудничества педагога и учителя-наставника в рамках сетевого взаимодействия. Сформированы макеты фондов оценочных средств, разработан и успешно реализуется комплекс прикладных исследований (например, реакция ученика в течение урока, в том числе на замечания и поощрения), который будущие учителя осваивают в образовательных модулях. Выстроена система мотивации студентов-бакалавров на освоение исследовательских и практико-ориентированных компетенций. Отработаны и внедрены в образовательный процесс новые модули, в том числе включающие подготовку к воспитательной работе в школе, основанные на компетентностном подходе к подготовке учителя. В структуру образовательных модулей интегрированы практика и элементы исследовательской деятельности (НИРС – научно-исследовательские работы студентов).

Все это позволяет утверждать, что мы находимся в процессе становления новой более эффективной системы подготовки учителя, которая максимально отвечает требованиям времени, а в некоторых случаях и опережает их.

– Можно ли, Владислав Львович, уже говорить о том, что эта модель сложилась и эффективно работает, конкретно – в Елабужском институте КФУ?

– Мониторинг образовательного процесса, анкетирование студентов показывают, что активное использование знаний и умений во время практики привело к существенному изменению мотивации. Студенты экспериментальных групп с большей уверенностью заявляют, что охотно и смело пойдут в школу, а это важный результат.

Стоит отметить, что мы не только готовим выпускников – учителей XXI века, но и тесно работаем с педагогами, которые сегодня ведут уроки в школе. Так, брендом в педагогическом сообществе стал Международный фестиваль школьных учителей в Елабуге. Это уникальная площадка по обмену компетенциями и инновациями, модераторами которой станут лучшие педагоги и ведущие преподаватели вузов России, США, Германии, Турции, Израиля, Белоруссии. Мы приглашаем принять участие в фестивале, который пройдет в Елабужском институте КФУ с 7 по 9 августа, всех учителей, открытых новому и желающих расти в профессии.

 

Вера Кострова, Надежда Хамидуллина, «Учительская газета»

При объединении школ в Казани завучам предложат стать педагогами - Kazan-Day.RuОбъединение школ и детсадов в Казани – это не оптимизационное мероприятие, а создание новой модели образовательных организаций.
07.07.2017 Kazan-Day.Ru
При объединении школ в Казани завучам предложат стать педагогами - TatPressa.RuОбъединение школ и детсадов в Казани – это не оптимизационное мероприятие, а создание новой модели образовательных организаций.
07.07.2017 TatPressa.Ru
При объединении школ в Казани завучам предложат стать педагогами - ИА Татар-информПо словам начальника Управления образования Казани, завучи, совмещавшие ставки, теперь могут перейти в педагоги на полную ставку.
07.07.2017 ИА Татар-информ
«Новая модель управления»: как 13 школ Казани укрупнят в 7 учебных центров - Бизнес Online7000 школьников столицы РТ в новом учебном году могут поменять место учебы из-за объединения школ и гимназий С первого сентября в Казани появится семь новых образовательных центров на базе 13 разных школ и одного садика,
07.07.2017 Бизнес Online
Учителя и педагоги, работающие с детьми-инвалидами, впервые смогут стать обладателями грантовой поддержки.
05.07.2017 Казанские ведомости
В Институте развития образования Республики Татарстан состоялся семинар-практикум для учителей английского языка - Министерство образования РТВ Институте развития образования Республики Татарстан состоялся семинар-практикум для учителей английского языка на тему: «Создание и управление вовлеченностью учащихся при обучении посредством метода коммуникативных заданий».
04.07.2017 Министерство образования РТ
0glavnoe.foto (2) - Вечер Елабуги30 июля на черноморском побережье стартовал Первый муниципальный фестиваль школьных учителей в Бахчисарайском районе.
04.07.2017 Вечер Елабуги
В Иннополисе прошел летний учебный лагерь для будущих учителей - Министерство образования РТС 27 по 30  июня 2017 года организован Летний учебный лагерь для будущих учителей РТ.
03.07.2017 Министерство образования РТ
По итогам мониторинга деятельности образовательных организаций Казанский филиал Российского университета кооперации признан Министерством образования и науки Российской Федерации эффективным вузом.
29.06.2017 ККИ РУК
Открытие Летней школы будущих учителей - Министерство образования РТ27 июня 2017 года начала работу Летняя школа будущих учителей Республики Татарстан.
28.06.2017 Министерство образования РТ
Илгизяр Галеев (справа) был задержан сотрудниками МВД РТ перед самым Новым годом, но с тех пор ни разу не был допрошен - Бизнес OnlineВерховный суд оставил «газового короля» Высокой Горы в больнице ИК-2, а УБЭП тайно опрашивает потерпевших по ночам «Возможны летальные последствия»,
22.01.2018 Бизнес Online
Казань стоит в пробках из-за сильной метели - ИА Татар-информПо состоянию на 8.20 заторы на дорогах столицы Татарстана достигли отметки в 9 баллов.
22.01.2018 ИА Татар-информ
Различные травмы получили три человека. (Казань, 21 января, «Татар-информ»).
21.01.2018 ИА Татар-информ
Нападение на школу в Бурятии: подростка быстро задержали Фото: МВД республики Бурятия - Комсомольская правда Казань
Пермские и бурятские подростки нападали на школы в футболках убийц из «Колумбайна»
На одежде вооруженных тинэйджеров обнаружилась та же надпись, что и у Эрика Харриса и Дилана Клиболда в 1999 году [фото, видео] Дмитрий НИСИФОРОВ Связана ли между собой череда нападений подростков на школы?
Комсомольская правда Казань
Михаил – из благополучной семьи, сын крупного предпринимателя. Увлекался оружием и был фанатом Колумбайна - Комсомольская правда Казань
Мотивы массовых убийств в школах: жажда славы, отказала девушка, месть учителям
Что толкает подростков убивать своих же сверстников? Вспоминаем самые громкие нападения в России и других стран мира за последние 20 лет [видео] Анна УДОВИДЧЕНКО В России за одну неделю случилось сразу две трагедии,
Комсомольская правда Казань
Учительница, выжившая в резне в школе Бурятии: «Если мстил мне за двойку, зачем начал рубить детей топором!» - Комсомольская правда Казань
Учительница, выжившая в резне в школе Бурятии: «Если мстил мне за двойку, зачем начал рубить детей топором!»
Ирина Раменская и еще пятеро подростков серьезно пострадали, одна девочка в коме [эксклюзивное видеоинтервью из больницы] Дмитрий НИСИФОРОВ Посмотришь на фото 15-летнего девятиклассника Антона Б. из Бурятии, и не верится,
Комсомольская правда Казань
В Бавлах стартует республиканская фотовыставка-эстафета - Бавлинский муниципальный район22 января 2018 г. в Бавлинском краеведческом музее стартует республиканская фотовыставка-эстафета «Письма военных лет.
21.01.2018 Бавлинский муниципальный район
Вечер «Летим со мной» пройдет 25 января. (Казань, 22 января, «Татар-информ»).
22.01.2018 ИА Татар-информ
В Татарстане пройдет фестиваль креативных санок «SunnyФест» - Bugulma.wsФестиваль креативных санок «SunnyФест» пройдет 27 января в Мамадыше. Всех любителей совмещать катание с горки и создание креативных видов санок приглашают к участию.
21.01.2018 Bugulma.ws
В Казань прилетели гости из «королевства кукол» - Казанские ведомости
В Казань прилетели гости из «королевства кукол»
Выставка удивительных японских кукол открылась в художественной галерее «Хазинэ».
Казанские ведомости
Сабы - лесной заповедный край - Казанские ведомости
Сабы - лесной заповедный край
В 2020 году будет отмечаться 100-летие со дня основания ТАССР. В преддверии этой знаменательной даты мы отправились в путешествие по районам нашей республики, чтобы познакомиться с самыми интересными страницами истории Татарстана,
Казанские ведомости
«Наше все»: «наивные» итоги 25 лет жизни - Казанские ведомости
«Наше все»: «наивные» итоги 25 лет жизни
Известный казанский художник Альфрид Шаймардов представил свою большую персональную выставку «Наше все».
Казанские ведомости
«Ак Барс» в «Татнефть Арене» уступил аутсайдерам КХЛ «Словану» (2:4) - Бизнес OnlineРасслабились: команда Зинэтулы Билялетдинова проиграла аутсайдерам — «Словану» и «Витязю» Давно такого не было: «Ак Барс» дома уступил аутсайдерам КХЛ — «Словану» (2:4) и «Витязю» (0:2).
22.01.2018 Бизнес Online
Бавлинские каратисты завоевали медали всех “мастей” - Бавлинский муниципальный районНесмотря на то, что на сегодняшнем турнире приняло участие много мальчиков, ещё только набирающих свой первый опыт боев на татами, по накалу он ничуть не уступал состязаниям более опытных спортсменов.
21.01.2018 Бавлинский муниципальный район
Экипаж Эдуарда Николаева стал победителем в грузовом зачете ралли-марафона «Дакар-2018» - Бизнес Online«КАМАЗ-Мастер» в 15-й раз выиграл «Дакар» Почти до финиша держал в напряжении болельщиков ралли-марафон «Дакар».
22.01.2018 Бизнес Online
Наши девушки на пьедестале почета по итогам выступлений. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН - Комсомольская правда Казань
Непобедимая фигуристка Евгения Медведева проиграла чемпионат Европы 15-летней воспитаннице своего тренера
Первое противостояние двух россиянок на крупном турнире в Москве было главной интригой соревнований Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin Лучшая фигуристка мира, непобедимая Евгения Медведева,
Комсомольская правда Казань
Андрей Марков в числе лидеров среди защитников-ассистентов в КХЛ - Казанские ведомости
Андрей Марков в числе лидеров среди защитников-ассистентов в КХЛ
Как сообщает официальный сайт КХЛ, защитник казанского «Ак Барса» Андрей Марков входит в тройку лучших игроков обороной КХЛ по количеству результативных передач.
Казанские ведомости
Экипаж Эдуарда Николаева – победитель ралли «Дакар-2018» - Казанские ведомости
Экипаж Эдуарда Николаева – победитель ралли «Дакар-2018»
Это уже третий подобный успех Николаева в карьере и второй подряд. В субботу днем ралли-рейд «Дакар» финишировал в аргентинской Кордове.
Казанские ведомости
Экипаж Эдуарда Николаева стал победителем в грузовом зачете ралли-марафона «Дакар-2018» - Бизнес Online«КАМАЗ-Мастер» в 15-й раз выиграл «Дакар» Почти до финиша держал в напряжении болельщиков ралли-марафон «Дакар».
22.01.2018 Бизнес Online
Правительство решило смягчить условия антитеррористического «закона Яровой», обязывающего операторов хранить переписку и звонки пользователей, и отложить сроки его введения, выяснил « Коммерсантъ ». По информации газеты,
22.01.2018 Бизнес Online
Прием граждан в том числе проведут адвокат, юрист и начальник УМВД России по Нижнекамскому району.
22.01.2018 ИА Татар-информ
Синоптики предупредили о сильной метели в Татарстане - Бавлинский муниципальный районВ  Татарстане ночью и  днем 22  января ожидается ухудшение погодных условий  — порывистый ветер и  метель с  ухудшением видимости до  1  км и  меньше, сообщает гидрометцентр  РТ.
21.01.2018 Бавлинский муниципальный район
1 - Inkazan.RuПрокурор РТ Илдус Нафиков в ходе итоговой коллегии прокомментировал массовые отключения электроэнергии в Казани и Елабуге.
19.01.2018 Inkazan.Ru