Людмила Пахомова
В воскресенье завершился четырёхдневный open air фестиваль Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге». Об его открытии мы писали в репортаже «Потрясающий музыкальный праздник».
На фестивале «Летние вечера в Елабуге» Фото Л.Пахомовой
На фестивале «Летние вечера в Елабуге»
Борис Березовский Фото Л.ПахомовойБорис Березовский
В следующие два дня зрители смогли насладиться произведениями С.Рахманинова, А.Римского-Корсакова, П.Чайковского, К.Дебюсси, А.Вивальди, И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, О.Респичи, В.А.Моцарта, И.Гайдна, Ф.Мендельсона, Ф.Крейслера, Л.Годовского, А.Пьяцолла в исполнении Бориса Березовского (фортепиано), Александра Князева (виолончель), Никиты Борисоглебского (скрипка), Рубина Абдуллина (орган), Айдара Салахова (баян), Айгуль Хисматуллиной (сопрано) и камерного ансамбля Игоря Лермана, а также песнопениями в исполнении ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин». Три вечера погода баловала музыкантов и зрителей, а на четвёртый день… Впрочем, всё по порядку.
Казалось бы, после Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра камерный оркестр Игоря Лермана будет звучать не столь мощно и великолепно, однако ничуть не бывало. Не случайно его называют одним из лучших оркестров в России.
Камерный оркестр Игоря Лермана Фото Л.ПахомовойКамерный оркестр Игоря Лермана
Александр Гордон Фото Л.ПахомовойАлександр Гордон
Фестивальная программа четвёртого вечера, называвшаяся «Под музыку Вивальди…», открылась концертами «Зима» и «Лето» из цикла «Времена года» этого композитора. Но перед тем как они начинали звучать, Александр Гордон читал в переводе В.Рабея сонеты А.Вивальди, написанные самим автором к этим произведениям с целью пояснить, какие именно картины и состояния природы и человека он выражал в своих мелодиях.
Морозной гладью стелется дорога И человек иззябшими ногами Протаптывая путь, стуча зубами, Бежит, чтобы согреться хоть немного. Как счастлив тот, кого теплом и светом Родной очаг укрыл от зимней стужи — Пусть снег и ветер там — снаружи…Александра Гордона, очевидно, никому представлять не надо. На елабужской сцене известный телеведущий и кинорежиссёр выступил в необычном амплуа. Но оказалось, что ему оно тоже очень близко. Как сказал Александр: «Мне в жизни очень повезло, я был через своего отца знаком с огромным количеством замечательных, выдающихся поэтов. Поэтому для меня поэзия — это часть моей жизни, которой я хочу с вами поделиться».
Борис Березовский
На фестивале «Летние вечера в Елабуге» Фото Л.ПахомовойНа фестивале «Летние вечера в Елабуге»
Концертная программа началась при ярком солнце, но очень скоро небо затянули тучи, а потом пришла гроза. Мощные аккорды Бориса Березовского, игравшего с камерным оркестром скерцо из квинтета фа минор И.Брамса лились под шум дождя. Промокшие до нитки зрители с сожалением покидали концерт. Но те, кто предусмотрительно запаслись зонтами и дождевиками, а также самые стойкие — остались. Не случайно, прочитав шутливую поэму своего отца Гарри Гордона под названием «Длиннейшее и подробнейшее описание ловли бычка на Чёрном море, полное вранья и сантиментов», Александр Гордон выразил всем своё восхищение и даже сделал селфи на фоне публики, часть из которой под проливным дождём подступила вплотную к сцене.
На этом первое отделение должно было завершиться, но в благодарность зрителям Борис Березовский вышел и сыграл ещё два вальса Шопена, аккорды которых перемежались раскатами грома.
Начался антракт, из-за грозы вся звуковая аппаратура была отключена. Ждали приезда Сергея и Татьяны Никитиных, которые должны были выступать во второй части программы, но попали в пробку и не успевали приехать к назначенному времени. И тогда за фортепиано вновь сел Борис Березовский, вдохновенно исполнивший этюды Шопена, Скрябина и ещё несколько произведений музыкальной классики. Первые из них прозвучали без всякого усиления, при выключенной аппаратуре. И, конечно, после каждой мелодии вместе с аплодисментами звучали крики «браво».
София Каландадзе Фото Л.ПахомовойСофия Каландадзе
Выступает Павел Милюков Фото Л.ПахомовойВыступает Павел Милюков
Ещё одним подарком для зрителей стали сольные выступления не заявленных в программе лауреатов международных конкурсов Софии Каландадзе (арфа) и Павла Милюкова (скрипка).
Со словами благодарности к зрителям, которых не испугали разверзшиеся хляби небесные, начали свой концерт Сергей и Татьяна Никитины. Их песни от души и для души публика принимала столь же тепло и восторженно, как выступления предыдущих исполнителей. Многие номера прозвучали в сопровождении камерного оркестра Игоря Лермана, с которым Никитины уже давно сотрудничают. «Александра», «Под музыку Вивальди», «Когда мы были молодыми», «Хрустальный господин», песни из кинофильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром» — это и многое другое исполнили Сергей и Татьяна Никитины, нередко приглашая присоединиться зрителей, вместе с которыми прозвучала и прощальная «Приходит время».
Да, пришло время расставаться. Звучали последние слова благодарности. Выступили Борис Березовский, Игорь Лерман, мэр Елабуги Генадий Емельянов, который, прощаясь с музыкантами и исполнителями, многозначительно сказал: «До новых встреч!» Публика провожала их громом аплодисментов, дружно скандируя при этом «Спасибо!» И их восторг можно понять, ведь у многих благодаря фестивалю произошёл, если можно так выразиться, прорыв к мировой классической музыке и её виртуозным исполнителям.
Выступают Сергей и Татьяна Никитины Фото Л.ПахомовойВыступают Сергей и Татьяна Никитины
На закрытии фестиваля Фото Л.ПахомовойНа закрытии фестиваля
А нам остаётся добавить, что основную часть всей организационной работы, связанной с заключением договоров, встречей, сопровождением, проживанием, питанием и отправкой участников фестиваля, техническим обеспечением выступлений, охраной, рекламой, фото- и видеосъёмкой, изданием программ, буклетов и многим другим, выполнил коллектив Елабужского государственного музея-заповедника во главе с генеральным директором Гульзадой Руденко.