Людмила Пахомова журналист ЕГМЗ
Кто в курсе выставочной деятельности Елабужского государственного музея-заповедника, тот знает, что в последние годы почти не было персональных выставок профессиональных художников, поскольку одна за другой следуют экспозиции, которые привозят из различных музеев страны, включая Москву и Санкт-Петербург. Поэтому выставка «Музыка тишины» в общем-то никому неизвестной Александры Дружининой была чем-то из ряда вон выходящим. Тем более, что среди первых её зрителей стали специалисты ведущих художественных музеев страны, приехавших на юбилей И.И.Шишкина.
На открытии выставки. Г.Р.Руденко и А.Дружинина Фото Е.Поликарповой
На открытии выставки. Г.Р.Руденко и А.Дружинина
Но таково было решение генерального директора ЕГМЗ Г.Р.Руденко. Её буквально поразила творческая натура молодой елабужанки, которая пишет стихи, прозу и научные работы, сочиняет песни и инструментальную музыку, пробует себя в графике и живописи, занимается фотографией и декоративно-прикладным искусством. И что не менее важно, умеет всё это преподнести: записав диски в домашней студии, отыскав спонсоров для своих книг или же отпечатав их в домашнем издательстве «Алый парус» пусть даже в единственном экземпляре. Именно в таком виде собраны под одной обложкой репродукции её графических и живописных работ, оригиналы которых наряду с фотографиями и составили основную часть выставки «Музыка тишины».
Но послушаем, что рассказала сама Александра на её открытии: «Я с детства видела мир по-своему и долго была уверена, что люди видят его таким же бесконечным. А когда, наконец, поняла, что это не так, стала делиться своим видением через творчество. Все таланты появились у меня, можно сказать, неожиданно — в 17 лет писательство, в 18 — всё остальное. Я нигде этому не училась, а писать маслом вообще начала внезапно: просто купила краски, холст — и написала первую картину.
Но мой особый стиль — это неорбита, чёрно-белый мир, который родился сам собой. Иногда я рисую карандашом, иллюстрирую свои стихи или книги, причём обычно рисунки делаю простые, в виде лёгких штрихов.
На открытии выставки Фото Е.ПоликарповойНа открытии выставки
А через фотографии пытаюсь передать ту красоту, которую мы обычно не замечаем и мимо которой проходим каждый день.
Я живу с убеждением, что для того, чтобы попасть в сказку, не нужны ковры-самолёты и волшебные палочки — нужно только чуткое сердце, открытое миру».
Свои живописные работы сама Александра называет «пробой пера» и, наверное, лучше не скажешь, хотя и среди них есть такие, которые сразу обращают на себя внимание. Например, картина «Мама», в которой изображена девочка, которую взяли из детского дома. А она, в свою очередь, не смогла расстаться со своим другом — рыжим котёнком.
А.Дружинина. МамаА.Дружинина. Мама
И всё же более интересен цикл А.Дружининой в авторской стилистике под названием «неорбита». Выполненный чёрной и белой художественной гуашью, он очень часто напоминает непритязательные детские рисунки с луной и звёздами, деревьями и травой, домиками и тропинками, людьми и ангелами, животными и птицами… Нередко это просто ночные лунные пейзажи, но порой изображения несут в себе какую-то загадку или символический смысл. Как, например, работа «Таланты», в которой два ангела осыпают жителей земли дарами в виде белых листочков с нарисованными на них нотами, книжкой, гитарой, сердцем и многим другим. Очевидна символика уже в названиях таких работ, как «Наказание вечностью», «Исповедь», «В свет», «Живое сердце», «Отречение».
На открытии выставки Александра прочитала одно из своих стихотворений, исполнила несколько песен, рассказала об увлечениях и, конечно, о трёх новых книгах, которые вышли в свет небольшими тиражами благодаря благотворительному фонду «Махеев». Это две сказочных повести «Соня и волшебная шкатулка для Королевы», «Принц олень, или Путешествие к озеру Лилианы»» и издание «История с хвостом. Собаки герои, звёзды и правители».
А.Дружинина. ТалантыА.Дружинина. Таланты
В конце каждой из них есть информация об авторе, который назван писателем, музыкантом и художником, а чуть ниже обращение самой Александры, в котором говорится: «Ищу издателя, продюсера и/или куратора. Готова много работать, при необходимости в разных областях творчества. Выработан свой образ, написаны сотни песен, которые нравятся всем — от детей до пожилых людей. Книги пишу во всех жанрах — детектив, фэнтези, детская литература, серьёзная проза. Есть много продуманных сюжетов в разных жанровых областях, поэтому писать могу быстро, при необходимости «в серию». Стиль живописи авторский, картины пишу из головы, по воображению; могу разрабатывать концепции и предлагать проекты хоть каждый день».
Воспринимать такие амбициозные заявления Александры Дружининой можно по-разному. Но лишь время покажет, кем суждено стать этой, без сомнения, наделённой талантами девушке.