«Да, то был дивный вальс»

Людмила Пахомова журналист ЕГМЗ

Не все из нас любят и понимают сложную классическую музыку. Но это не относится к вальсам — сравнительно недолгим по продолжительности, но ярким и выразительным по музыкальному рисунку произведениям. 17 февраля в Библиотеке Серебряного века Елабужского государственного музея–заповедника преподаватели музыкальной школы № 1 Галина Заморева, Елена Сатонина и Татьяна Железнова предоставили зрителям замечательную возможность не только прослушать популярные вальсы и романсы разных лет и эпох, но также узнать много интересных, а порой неожиданных фактов об их авторах.


Г.Заморева, Е.Сатонина и Т.Железнова Фото Л.Пахомовой

Г.Заморева, Е.Сатонина и Т.Железнова

А начался вечер с истории возникновения вальса, родиной которого по словам ведущей Г.Заморевой считаются альпийские области Австрии и окрестности Вены. Именно здесь жители деревень издавна кружились в танцах под незамысловатые крестьянские напевы. Однако лишь к концу XVIII века простонародный танец стал популярным в высшем обществе. Поначалу он имел немало противников. Например, среди учителей танцев, которые в какой-то мере лишались своего заработка, ведь научиться вальсировать было гораздо проще, чем постигать сложные фигуры и позиции в менуэтах и гавотах.

Религиозные представители называли вальс вульгарным и греховным из-за тесной близости танцующих. Но ничто уже не могло остановить победного шествия вальса по Европе. Вот только одна цифра: сразу же после французской революции только в Париже существовало 700 бальных залов.

На музыкальном вечере Фото Л.Пахомовой

На музыкальном вечере

Первыми в каминном зале библиотеки прозвучали два вальса Александра Грибоедова. Автор знаменитой комедии «Горе от ума» оказался не менее талантливым сочинителем музыки. Торжественную медлительность первого вальса сменила нежная лирическая мелодия второго.

Большая часть произведений была исполнена на фортепиано дуэтом «Гармония» в составе Елены Сатониной и Татьяны Железновой. Их ансамблевое музицирование в четыре руки началось шесть лет тому назад. За эти годы они не раз становились лауреатами региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсов. В репертуаре дуэта свыше 50 произведений, в том числе вальсов, вдохновенную игру которых они продемонстрировали в тот вечер. Кроме того, Елена Сатонина выступала в качестве аккомпаниатора скрипачке Лилии Максимовой (сотруднице ЕГМЗ) и Галине Заморевой во время исполнения романсов «Я помню вальса звук прелестный», «Ночь светла», «Тёмно-вишнёвая шаль», «Динь-динь». Несколько романсов Г.Заморева и Е.Сатонина спели на два голоса, а завершился вечер песней «Случайный вальс», которую смогли подхватить все желающие.

Выступает Л.Максимова Фото Л.Пахомовой

Выступает Л.Максимова

Но вернёмся к вальсам, а также их знаменитым и менее известным авторам. Михаил Глинка получил домашнее музыкальное образование. А композитором стал благодаря своему страстному желанию, чтобы классическая русская музыка появилась, наконец, в Европе и в мире. Полгода он брал постоянные уроки у немецкого профессора Зигфрида Дена, постигая сложную науку сочинения музыки. Он написал две оперы: героическую «Иван Сусанин» и сказочную «Руслан и Людмила», но на вечере прозвучал «Вальс-фантазия», рождённый после потрясшей его встречи с Екатериной Керн. «В нём есть всё, — сказала ведущая, — и страсть любви, и боль разлуки, и понимание того, что всё проходит». Галину Замореву можно слушать бесконечно. Мягкие доверительные интонации её голоса, обогащённые оттенками восхищения, сострадания и юмора, побуждают слушателей не только к неослабному вниманию, но и к сопереживанию тем, о ком идёт речь.

Говоря о Петре Чайковском, самом исполняемом в мире композиторе, она подчеркнула, насколько решающей для его творческого гения оказалась бескорыстная поддержка женщины-мецената. Освобождённый от забот о хлебе насущном, он сумел создать блистательные оперы и балеты. Иллюстрацией к рассказу о П.Чайковском стал «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Дуэт «Гармония» Фото Л.Пахомовой

Дуэт «Гармония»

Этот великий композитор был первым выпускником первой русской консерватории. А вот его румынскому коллеге, сербу по происхождению Иону Ивановичу с 12 лет пришлось работать пастухом. В это время он и выучился великолепно играть на флейте. Кто бы мог тогда подумать, что это будущий дирижёр оркестра, автор сотен музыкальных произведений и среди них знаменитого вальса «Дунайские волны».

Едва ли кто хотя бы раз не слышал другого очень известного вальса «На сопках Манчжурии», автором которого был военный музыкант, дирижёр, композитор Илья Шатров. Но совершенно иначе начинаешь воспринимать его, узнав, что автор посвятил произведение своим товарищам, во множестве павшим в одном из сражений во время русско-японской войны. Поистине, это звучит реквиемом, в котором слышен и плач по погибшим и славословием героям, встретившем смерть в бою.

Рассказ ведущей настраивал на более глубокое понимание музыки. И вот уже в вальсе Арама Хачатуряна к драме М.Лермонтова «Маскарад» кто-то явственно начинал слышать биение мятущегося сердца, обуреваемого раздумьями, сомнениями и всепоглощающей страстью ревности, а в вальсе Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» ощущать созвучие постоянно меняющейся мелодии чувствам созерцания, радости, восхищения, порождаемым видом воспетой многими поэтами и композиторами реки.

Г.Заморева, Е.Сатонина и Т.Железнова Фото Л.Пахомовой

Вальс «Котильон»

На вечере прозвучали также произведения Александра Глазунова, Антона Аренского, Сергея Прокофьева, Салиха Сайдашева, Дмитрия Кобалевского, других русских и зарубежных композиторов.

После окончания концерта зрители скандировали «спасибо», а заведующая библиотекой Венера Носырева вручила выступавшим благодарственные письма от имени генерального директора музея-заповедника Г.Р.Руденко.

Но завершился вечер чуть позже — старинным вальсом «Котильон» в исполнении участников православной молодёжной организации «Аксиос».

 
По теме
VIII Московский международный фестиваль патриотической песни и музыкального произведения детского и молодежного творчества «Молодые таланты Отечества» пройдет 23-24 мая в Московском Доме ветеранов войн и Вооруженных Сил.
Как Украина пытается сорвать грядущее российское наступление Все внимание на этой неделе было приковано к теракту в концертном зале «Крокус Сити Холл», в результате которого погибли 143 человека.
В ДК «КамАЗ» Набережных Челнов состоялся гала-концерт фестиваля. В программе в живом исполнении звучали кавера на знаменитые хиты и авторские произведения молодёжи Республики Татарстан.
Светлана Митрофанова, Татьяна Гагарина На прошлой неделе в Библиотеке Серебряного века Елабужского государственного музея-заповедника прошёл интерактивный вечер «Смелая жизнь»,
«Не спрятался в окопе – пошел в атаку»: о пропавшем без вести на СВО рассказал его брат - ИА Татар-информ Александр Турнин пропал без вести месяц назад под Угледаром. Его мобилизовали одним из первых в Алексеевском районе, и он с честью выполнял долг защитника Родины – в числе первых рвался в бой,
ИА Татар-информ
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
Реальное время